Росалкогольрегулирование готовит поправки в ФЗ «Об алкоголе», регулирующие производство биоэтанола
Биоэтанол — экологичная альтернатива бензину — может попасть в ведение Росалкогольрегулирования (РАР). Федеральная служба, контролирующая производство, реализацию и потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, готовит проект поправок в 171 ФЗ, которые введут в алкогольное законодательство понятие биоэтанол, а также определят стандарты производства, учета, хранения, транспортировки и реализации данной продукции.
Согласно постановлению правительства, ответственными ведомствами за создание нормативной базы по биоэтанолу, помимо РАР, являются Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторг, Минфин и ФТС. Но главным разработчиком стандартов для отрасли стала именно служба по контролю за алкоголем. В июле прошлого года правительством была утверждена дорожная карта «Развитие биотехнологий и генной инженерии», в которой предусматривался и анализ имеющихся на территории страны не востребованных мощностей по производству этилового спирта, которые могли бы быть перепрофилированы на выпуск биоэтанола. Анализ также уже провели эксперты РАР.
— Мощности по производству этилового спирта были оценены нашими экспертами. Был установлен ряд предприятий, которые могут быть перепрофилированы для производства биоэтанола. Отчет направлен в правительство и Минэкономразвития, — сообщили в пресс-службе РАР. Однако в ведомстве отказались раскрыть информацию о количестве таких предприятий, сославшись на ее служебный характер.
На сегодняшний день в России только одно предприятие производит биоэтанол. Это завод ООО «Миранда» во Владикавказе (на 100% принадлежит бизнесмену Алихану Багаеву, ранее возглавлявшему госспиртзавод «Изумруд»). Завод открылся в 2012 году и производит около 200 тыс. тонн экотоплива в сутки.
— Мы согласны работать под контролем любого ведомства. Но при существующих условиях мы ни под Минэнерго, ни под Росалкогольрегулированием не сможем продавать свой продукт в России, — говорит технический директор ООО «Миранда» Казбек Льянов.
По его словам, пока в законе не определен статус биотоплива его расценивают как спирт. Для реализации биоэтанола в России предприятие должно выплачивать акцизный сбор по 200 рублей за 1 л . Места продаж биотоплива, как говорит Льянов, а это обычные бензоколонки, должны иметь лицензию на торговлю крепким алкоголем. К тому же на реализацию биоэтанола распространяются все ограничения, которые есть для алкогольной и спиртосодержащей продукции. А это и запрет на продажу лицам, моложе 18 лет, и ограничения во времени суток продажи.
Льянов опасается, что при установлении законного регулирования за производителями биоэтанола со стороны РАР все эти ограничения сохранятся.
— Мы были вынуждены искать рынки сбыта в других странах, и сейчас 95% продаем за рубеж. Создается впечатление, что в России биотопливо не нужно. Зато в Турции, Китае, Европе этот продукт нужен, — отмечает Льянов.
Несмотря на то что на предприятии ведутся разработки и по созданию автомобильного экологически чистого биодизеля, руководство завода имеет и свой план перепрофилирования на случай, если к отрасли сохранят жесткие требования по налогам и сбыту. Предприятие готово перейти на глубокую переработку зерна и получение глютена и крахмала для пищевой промышленности.
— Как можно регулировать топливо как алкоголь? Биоэтанол невозможно пить, там, помимо денатурированных единиц, есть битрекс — наверное, самое горькое вещество на земле. Это то же самое, что подчинить производителей бензина Минздраву, — считает Льянов. Но он также отмечает, что Минэнерго рынок биотоплива не интересен, пока есть высокодоходные энергоресурсы, такие как нефть и газ.
С Льяновым согласны и аналитики, отмечающие очень слабое развитие рынка биотоплива прежде всего из-за налогового приравнивания экотоплива к алкоголю и зависимости от нефти.
— Учитывая высокий фактор зависимости отечественного топливного рынка от нефтяной отрасли, развитие рынка биотоплива находится до сих пор в зачаточном состоянии. Доля России на мировом рынке биотехнологий составляет около 0,1%, то есть фактически данное направление развивать в стране дорого и нецелесообразно. Тем не менее потребности промышленности в таких ресурсах значительны — более 80% биотехнологической продукции Россия импортирует и несет значительные издержки, — говорит партнер практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Инна Карпова. Как отмечает Карпова, в странах Евросоюза производители «зеленого топлива» вовсе освобождены от налогов. А льготы производителям в США позволяют выпускать 30 млн т биотоплива в год, это почти сравнимо с объемом потребления бензина в России.
Источник газеты «Известия» в правительстве сообщил, что возможности отменить акцизные сборы для продажи биотоплива рассматривает Минфин. Соответствующие поправки в 22-ю главу Налогового кодекса должны быть подготовлены к внесению в начале 2015 года.
«Известия» от 11.06.2014 |