В агропромышленном комплексе Орловской области, который является одним из основных составляющих экономики региона, намечаются новые точки роста. Какие направления деятельности определены как приоритетные, рассказывает заместитель председателя правительства области, руководитель агропромышленного блока Василий Новиков.
В агропромышленном комплексе региона, который является одним из основных составляющих экономики Орловской области, намечаются новые точки роста. Какие направления деятельности определены как приоритетные, рассказывает заместитель председателя правительства области, руководитель агропромышленного блока Василий Новиков.
— Василий Фёдорович, в нескольких рабочих поездках Вадима Потомского по районам поднимался вопрос о необходимости господдержки сельхозпроизводителей по созданию предприятий по переработке. Эта же тема звучала год назад во время визита министра сельского хозяйства в Орёл. Тогда за отсутствие собственной переработки, в частности молока, которое вывозится в другие регионы, область подверглась серьёзной критике. Тем не менее тогда мало что изменилось. А сейчас появилась перспектива?
— Подобную программу в области уже принимали, но по разным причинам она оказалась бездействующей и теперь требует существенной доработки. Тем не менее эта работа будет доведена до конца. Уже никому объяснять не надо, что открытие предприятий — это рабочие места, собственная продукция, дополнительные налоги и соответственно это другой рейтинг региона. Программа разрабатывается на пять лет, за которые необходимо навести порядок в отрасли. Предусматривается как развитие молочной, мясной и других видов перерабатывающей промышленности, так и модернизация существующего производства. А спрос на продукцию собственного производства в области высокий. При этом доля товаропроизводителей на областном рынке небольшая. Так, уровень насыщенности потребительского рынка мясом птицы и молоком составляет 52 %, маслом растительным — 10 %, фруктами (яблоками) — 5 %. Есть над чем работать.
— Однако, что касается молокопереработки, уже сейчас существует диспропорция между мощностью перерабатывающих предприятий и производством молока. На заводах области за сутки можно переработать 1400 тонн молока, а сельхозтоваропроизводители его даже в сезон надаивают только 550—650 тонн. Да еще и увозят в другие регионы.
— Да, казалось бы, можем перерабатывать. Только какого вида будет продукт? Сможем мы с ним конкурировать на рынке? Пока не все могут. Некоторые переработчики способны лишь пастеризовать молоко и продавать его в пакетах. Поэтому и стоит вопрос о программе, о модернизации производства. Что касается продажи молока за пределы региона — это вопрос цены. Сложно убедить собственника везти молоко на какой-то из орловских заводов, если в соседней области цены выше. Но, думаю, с помощью новой программы мы найдём рычаги, чтобы орловское молоко перерабатывалось в нашем регионе. Между товаропроизводителями (в данном случае теми, кто производит и перерабатывает молоко) должен действовать договор. А задача власти — помогать им развиваться. Для этого и говорим о программе. Господдержка привёдет к тому, что сельхозорганизации будут увеличивать производство молока, увеличивая поголовье коров и их продуктивность. Например, корпорация «Белый фрегат», имея 4300 коров, реконструировала 6600 ското-мест. Планируется, что до конца они будут заполнены. Также увеличивать поголовье планируют ООО «Орел-Агро-Продукт», ОАО «Агрофирма Мценская», КФХ Мишин. Ведутся переговоры с сельхозпредприятиями банка «Авангард» по развитию животноводства. Так что дисбаланс между производством и мощностью переработки будет устранён.
— В продолжение темы: чем вызвано требование установить пастеризаторы на фермах, где есть лейкозные коровы? Недовольные утверждают, что в других регионах страны таких условий перед животноводами не ставили.
— Может быть, каждый ищет свои пути. Но, хотели бы мы или не хотели, согласно требованиям техрегламента Таможенного союза сырое молоко от животных, больных лейкозом, запрещено вывозить за пределы хозяйства. Куда его девать? Ветеринар на вывоз такого молока справку не выпишет — Россельхознадзор за этим следит. А пастеризация на месте — выход из положения для неблагополучных хозяйств. Он работает. Чтобы не пастеризовать, руководителям хозяйств надо принять все меры к оздоровлению стада, а не кивать на соседние области.
— Что касается еще одной перерабатывающей отрасли — сахароварения. Как вы считаете, нужен ли на Орловщине еще один завод или для переработки урожая орловской свёклы надо увеличивать мощность четырёх существующих предприятий?
Доля товаропроизводителей на областном рынке небольшая. Так, уровень насыщенности потребительского рынка мясом птицы и молоком составляет 52 %, маслом растительным — 10 %, фруктами (яблоками) — 5 %. Есть над чем работать.
— Для строительства в Краснозоренском и Корсаковском районах подобраны две инвестиционные площадки. Но, замечу, за последние 10 лет в России не запущено ни одного нового сахарного завода. Один построен в Тамбовской области, но никак не введут в эксплуатацию. Ведь без собственной земли, чтобы выращивать свою свеклу, ни один инвестор сахароварением заниматься уже не будет. А с выделением земли, тем более едиными массивами, проблем становится всё больше. Пустующих, бесхозных земель не остаётся. Свеклоперерабатывающие заводы области за последние годы суточную мощность увеличили с 9,5 тысячи тонн до 16,5 тысячи тонн, то есть на 7 тысяч. А это мощность крупного завода. Существующий показатель не предел, довести среднесуточную переработку возможно до 20 тысяч тонн. Тогда мы будем сахара производить не 270—280 тысяч тонн, а 350 тысяч тонн. Но вместе с тем сахарозаводам надо уходить от монопродукта, нужно производить другие виды продукции. Работников надо занимать круглогодично, а не сто дней сезона. Сегодня областная власть ставит такую задачу перед свеклопереработчиками.
— В ситуации, когда свеклопереработчики сами выращивают свёклу и в первую очередь перерабатывают свой урожай, самостоятельные хозяйства не откажутся от выращивания этой культуры?
— Не откажутся, это выгодная культура. Её посевы в целом по области увеличиваются год от года. Даже сравнить 2013 и 2014 годы. Год назад было 45 тысяч гектаров, а сейчас 49 тысяч гектаров. А если сахарозаводы проведут реконструкцию и смогут удлинить сроки хранения свёклы, например, до апреля, в области можно будет сеять 60 тысяч гектаров свёклы. Сейчас договоры между свекловодами и сахароварами на переработку сырья подписаны. Сахаровары будут рассчитываться за свёклу как деньгами, так и продукцией. А запустить предприятия они в этом году рассчитывают рано — в конце июля — начале августа. На месяц раньше, чем обычно.
— Увеличение мощности сахароварения не грозит усугублением экологических проблем, в частности с хранением жома?
— Уже нет. На Колпнянском сахарокомбинате ставят вторую линию жомосушки. Сухой жом выработки прошлого года колпнянские сахаровары реализовали на очень выгодных условиях. На Отрадинском сахарокомбинате ставят жомосушку мощностью на весь среднесуточный объём переработки свёклы. Будут совершенствовать технологии и два других завода.
— Может, предложить самостоятельным хозяйствам скооперироваться и всё-таки построить свой свёклоперерабатывающий завод, который будет работать на их условиях?
Времени прошло немного, но уже понятно, что у Вадима Потомского есть чёткая уверенность: АПК — один из векторов экономики, куда нужно вкладывать средства, даже несмотря на трудности финансирования.
— Можно и свёклоперерабатывающий, и молокоперерабатывающий. Последний проще — есть помещения. Фермерам можно скооперироваться и открыть мясное производство и выстроить мощную кооперативную компанию, не уступающую крупным холдингам. Кооперация — это российское начинание, которое прекрасно работает за рубежом. Будем стараться в регионе возвращаться к этому опыту. Тем более есть программы поддержки, которые можно привязать к производственному бизнес-плану.
— Вы считаете оправданным требование завязать выплаты господдержки аграриям с уровнем зарплат своим работникам, а также с обязательной страховкой посевов сельхозкультур?
— Индикатор соглашения по зарплате я поддерживаю. Работник должен получать зарплату понятную, прозрачную, стабильную. Тем более размер пенсии зависит от ее величины. А значит, зарплата не должна выплачиваться «в конверте». В индикаторах на получение всех видов господдержки стоит страхование. Здесь вопросов больше, чем ответов. Надо, чтобы аграрии и страховые компании более прагматично работали между собой. Ведь всё регулируется договором, и сельхозорганизациям надо смотреть, что подписывают, на какие условия соглашаются. Консультироваться на стадии, пока договор не подписан. Для того чтобы не случилось так, что страхователь устанавливает свои условия, которые отличаются от госстандартов.
— В прошлом году на Орловщине вырастили рекордный урожай зерновых — более 2,6 млн. тонн. И была поставлена задача добиться трёхмиллионного сбора зерна. Вы как руководитель аграрного блока продолжите настраивать товаропроизводителей на столь высокий показатель?
— В этом году свои коррективы внесла погода, но задача остаётся. Её реально выполнить. Для этого есть всё: техника, технология, кадры специалистов и рабочих. А самое главное — нам нужно это зерно. Оно потребляется для собственной пищевой промышленности, вывозится в том числе на экспорт, используется на корм скоту, поголовье которого увеличивается. Более того, компания «Мираторг» поставит откормочник на 37,5 тысячи бычков, и корма для них будут производиться в области. Птицеводческие и свиноводческие производства — тоже крупные потребители зерна. А рентабельность растениеводства в регионе достаточно высокая даже без господдержки.
— Василий Фёдорович, почему вы в команде Потомского? Как вам работается с ним? Насколько эффективно, по вашему мнению, шла работа эти первые месяцы?
— Пришел новый лидер с хорошими идеями. Почему не поработать, если есть понимание по всем проблемам? Вадим Владимирович слушает и слышит, поэтому в работе чувствуется комфортность. Хотя проблем в АПК по-прежнему много. Но у меня повысилась уверенность, что они будут решаться. Это всё, о чём мы говорили: повышение зарплат, развитие животноводства, социальных программ на селе и многое другое. Времени прошло немного, но уже понятно, что у Вадима Потомского есть четкая уверенность: АПК — один из векторов экономики, куда нужно вкладывать средства, даже несмотря на трудности финансирования. «Орловская правда» от 23.06.2014 |