«Опять олигархи наглеют! – возмущался каменский фермер, обнаруживший вдруг ветеринарно-полицейский пост на границе с Белгородской областью. – Знаем мы их борьбу с чумой свиней! Все эти агрогиганты только о своей выгоде пекутся. Они окончательно погубят село!» Прав ли крестьянин?
Посты по недопущению африканской чумы свиней (АЧС) недавно были организованы на въезде-выезде в Каменский и Острогожский районы Воронежской области. Причина – вспышка АЧС среди диких кабанов в Белгородской области. Говоря на эту тему, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт даже призвал: «Не надо рисковать тремя миллионами голов свиней в крупных хозяйствах, поставив на весы 40 голов диких кабанов в охотничьих угодьях». Между тем владельцы личных подворий, фермеры и руководители небольших сельхозпредприятий по традиции заговорили о выгодоприобретателях от борьбы с чумой свиней. Интернет расширил границы «народного негодования». Агрохолдингам – «этим губителям села» – вообще достаётся по полной программе.
В Краснодарском крае нехорошая молва идёт про агрокомплекс, принадлежащий отцу губернатора Александра Ткачёва. За всё годы «хождения» АЧС вирус зацепил только одну ферму холдинга. Для вида, что ли?
А в Воронежской области стрелы критики вновь летят в сторону региональных властей, одобривших в своё время проект АПК «Агроэко» и группы «Разгуляй» по строительству животноводческого комплекса мощностью 100 тысяч тонн свинины в год. Помимо блогов информацию для размышления предоставляет официальная статистика: в дореформенный период (до 1990 года) производством свинины у нас занимались в каждом из 32 районов, а в первом квартале 2014 года – лишь в семнадцати, практически свёрнуто свиноводство на подворьях населения.
Изучение общественного мнения позволило политологу Роману Савенкову высказаться на сайте regcomment.ru следующим образом:
– Африканская чума и массовое уничтожение поголовья свиней в районах области существенно снизили реальный рейтинг губернатора и дали оппонентам возможность обвинять его в преднамеренном ослаблении индивидуальных хозяйств жителей области для усиления агрохолдингов.
К слову, сам глава региона Алексей Гордеев считает тему АЧС слишком политизированной. На годовой встрече с журналистами он заявил:
– Нашей первой задачей было – победить болезнь и выйти из-под карантина. Потому что карантин резко ограничивал наши возможности как региона-экспортера продовольствия. Люди, конечно, из-за этого пострадали, но мы сделали всё для того, чтобы минимизировать их ущерб.
В Воронежской области холдинговые признаки носят производство зерна, сахарной свёклы и подсолнечника, птицеводство. Практически в монопольном владении находятся сахзаводы.
Особо следует сказать о промышленном производстве и переработке молока и говядины, поскольку власти уделяют этому повышенное внимание. В данной сфере различные агрофирмы успешно реализуют масштабные инвестиционные проекты, на вооружение взят принцип «от фермы – к тарелке» – идёт строительство перерабатывающих предприятий.
Уже введены в эксплуатацию и находятся в стадии завершения пять комплексов проектной мощностью по 1200 - 2100 голов дойного стада. Прорабатывается ещё ряд крупных проектов, под которые формируются инвестплощадки.
Начиная с 2010 года, в АПК Воронежской области создана новая отрасль, которая рассчитана прежде всего на холдинги, – специализированное мясное скотоводство. В частности, на откормочных площадках агрофирмы «Заречное» (Рамонский район) сейчас находятся более 10 тысяч голов крупного рогатого скота перспективной абердин-ангусской породы, а будет 24 тысячи; уже построен мясокомбинат.
Вообще же, ныне идёт реализация проектов с общей численностью поголовья более 100 тысяч голов КРС.
Алексей Гордеев никогда не скрывал, что считает крупное производство более эффективным. К примеру, в 2002 году, ещё будучи министром сельского хозяйства РФ, он заявил:
– Будущее АПК – за крупнотоварными производителями, за вертикальным интегрированием, холдингами, агрофирмами, поскольку они позволяют быстро и эффективно модернизировать сельхозпроизводство, повысить его отдачу.
Воронежскую область Алексей Гордеев возглавил в конце 2009 года, а в апреле 2010-го состоялась примечательная встреча нашего губернатора с первым заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, президентом Национального союза производителей молока и владельцем татарстанского агрохолдинга «Красный Восток» Айратом Хайруллиным. На ней глава региона дал прямо-таки «программное» заверение:
– Мы настроены на сотрудничество. Настроены на создание для инвесторов максимально комфортных, «солнечных» условий.
Этот момент, растиражированный СМИ, не мог не задеть фермеров, руководителей традиционных хозяйств и ветеранов коллективного производства. И в ту пору, и на последующих пресс-конференциях Алексей Гордеев не раз отмечал большую социальную роль, которую играют агрохолдинги.
Например:
– Посмотрите, какая молодёжь работает в «ЭкоНиве», какие там специалисты! Естественным образом, они требуют новых социальных условий, чтобы там, где они живут, был детский сад, возможность заниматься спортом, посмотреть фильм и так далее. Поэтому в Лискинском районе, где находится большинство молочных комплексов «ЭкоНивы» в регионе, за счёт развития животноводства в каждом населённом пункте увеличилось население. Не просто в районе, а в каждом населённом пункте!
– Вот показатель идеального сбалансированного развития, – подытожил губернатор.
Данные Воронежстата говорят о том, что основными производителями зерновых и технических культур в нашей области являются сельскохозяйственные организации. Их доля в выращивании зерна в 2013 году составила 76,1 процента, подсолнечника – 72,3, сахарной свеклы – 85 процентов. Остальное приходится, естественно, на фермеров.
В животноводстве ситуация схожая. Правда, тут, помимо фермеров, свой весомый вклад в общую копилку внесли и владельцы подворий.
При таком раскладе невольно напрашивается вывод: многоукладность сегодня – хорошее дело, но былой лозунг – «страну накормит только фермер» – вряд ли уместен. И тем более нечего удивляться позиции человека из губернаторской команды – руководителя областного департамента аграрной политики Анатолия Спивакова.
Дескать, не надо умалять роли КФХ, которые, к сожалению, не получают должной государственной поддержки и численно сокращаются – их сейчас в регионе менее трёх тысяч. В то же время нужно, мол, признать: в первую очередь крупные и средние аграрные структуры позволили Воронежской области выйти на второе место в Центральном федеральном округе по объёмам сельхозпроизводства; наш регион имеет лидирующие позиции по ЦФО в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, а по темпам прироста объёмов производства молока второй год подряд занимает первое место в России.
Естественно, руководство области уверено, что дальнейший прирост сельхозпроизводства, причём ускоренными темпами, способны обеспечить крупные инвесторы и холдинги. При этом по темпам прироста реальное соперничество идёт с соседней Белгородской областью, где впервые в России были созданы индустриальные свинокомплексы и птицефабрики западного образца, позволившие региону значительно улучшить свои доперестроечные показатели по производству свинины и мяса птицы.
Как бывший министр, который побывал в разных странах, как доктор экономических наук, действительный член РАСХН и академик РАН Алексей Гордеев, конечно же, всегда имеет в виду зарубежный опыт. Но то, что заслуживает внимания, не так-то легко воплотить в жизнь.
К примеру, министр Гордеев видел в Европе кооператив по переработке молока, в который входят четыре тысячи (!) фермеров. Все они «завязаны» на мощный завод и получают свою часть дохода. Ему известно, что гигантские североамериканские агрокорпорации обеспечивают фермеров породистым молодняком, кормами и зооветуслугами строго на договорной и взаимовыгодной основе.
У нас такого партнёрства не встретишь по всей РФ, утверждает руководитель Центра устойчивого развития сельских территорий имени Тимирязева Александр Мерзлов. И вообще, не надо рассчитывать на то, что наши холдинги будут терпеть конкуренцию и вкладываться в деревенское обновление. Для них прибыль важнее всего – в этом убеждает российская практика последних лет.
Именно поэтому нынешний глава Минсельхоза РФ Николай Фёдоров не только считает развитие крупного производства магистральной линией, но и пытается примирить агрокомпании с фермерами и личными подсобными хозяйствами. При этом он обещает создать за счёт государственного и региональных бюджетов мощную сельскую инфраструктуру (в первую очередь, дороги), чтобы снизить себестоимость продукции на самих холдингах. Но «гладко было на бумаге»… По крайней мере, у нас областное правительство осуществляет независимую социальную политику – ведёт газификацию, строит жильё, оздоровительные комплексы и так далее.
Кстати, есть показательный пример по Воронежской области. Проекты компании «ЭкоНива», которая присутствует в Лискинском районе уже 12 лет, «прописалась» в программе социально-экономического развития области. Так, в 2012 году за бюджетный счёт была построена дорога протяженностью 7,8 км от села Попасное до места, где располагаются молочные фермы компании.
Наверное, маломощным хозяйствам и фермерам такое вообще не снилось. Поскольку дело не везде обстоит так, как в Лискинском районе, использование супер-тракторов и комбайнов, автоматизированных доильных установок высвобождает кадры и оборачивается оттоком населения в райцентры и города.
Заверение губернатора про создание «солнечных» условий для инвесторов не забывается местными аграриями и поныне, хотя тот не раз подчёркивал, что областное правительство делает всё возможное для поддержки малых форм хозяйствования – в силу своих возможностей.
Более того, в последний визит Дмитрия Медведева в Лискинский район Алексей Гордеев принародно «выбил» из премьер-министра обещание, что господдержка агрохолдингов будет идти параллельно с поддержкой более мелких производителей и фермеров.
Выступая же на II Международной агротехнологической конференции АгроHighTech – XXI, глава нашего региона обратил внимание на нынешний «современный подход»:
– У нас доминируют крупные аграрные холдинги, однако мы активно поддерживаем и семейные формы хозяйствования – такой подход позволяет не только создавать совершенно другую экономику сельских территорий, но и развивать эти территории.
Между тем, имея в виду «совершенно другую экономику», независимый эксперт Александр Калинин удивляется: Алексей Гордеев пытается «поженить» крупный холдинг по производству «мраморного» мяса с двумя тысячами личных подсобных хозяйств (по замыслу, селяне должны охотно выкармливать для индустриального гиганта бычков и тем самым обеспечивать себе достойную жизнь). А ведь в Белгородской области подобный проект провалился, поскольку процесс был пущен на самотёк.
Ныне холдинги и крестьяне существуют сами по себе. Не произойдёт ли подобное и в Воронежской области? Полагаю, не будет преувеличением сказать, что сегодняшняя позиция холдингов по отношению ко всей прочей «мелочи пузатой» – величаво-снисходительная. И вообще, наши агрокомплексы ориентированы не на партнёрство, а на использование наёмных сельхозрабочих, которых эксплуатируют нещадно, но при этом стараются заплатить как можно меньше. И кому из селян такое понравится? В советские времена они хотя бы приворовывали, а сейчас холдинги имеют мощные «загранотряды».
Ныне небольшим хозяйствам и многим фермерам трудно выживать и развиваться: им не выдают кредиты, у них проблемы со страхованием, агрохолдинги пытаются занизить закупочные цены. Однако люди не сдаются и душой болеют за будущее российской деревни.
На недавнем «большом совете» фермеров в райцентре Анна, на котором присутствовал председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин, прозвучало немало критики, в том числе в адрес властей и холдингов. И дело не только в ударе по свиноводству («альтернативное животноводство никогда не заменит скороспелую отрасль, дававшую селянам «быстрые» деньги»!), и не только в отсутствии партнёрства и прочих причинах, названных выше.
Во-первых, говорили фермеры, агрохолдинги не просто «разевают рот» на их земли, но и используют для этого криминальные методы, чему есть немало примеров. Участники собрания даже написали письма президенту, губернатору и министру сельского хозяйства, в которых потребовали защиты мелких землевладельцев, иначе «скоро нормально жить и работать станет просто невозможно».
Во-вторых, а может, и во-первых, есть агрофирмы, которые вообще ничего не инвестируют в развитие сёл, не заботятся о плодородии почв и экологии, а просто выкачивают ресурсы. Что они оставят после себя? Областное правительство вроде как пытается воздействовать на таких временщиков, но вот в Подгоренском районе холдинг всё же «поматросил и бросил» тысячи гектаров (точнее, без сожаления продал их вместе с работниками).
В-третьих, в холдингах слабые хозяйства и удалённые структуры филиального подчинения нежизнеспособны. Им управляющая компания диктует жесткий план, полностью лишает самостоятельности, финансирует по смете и не оставляет средств как на собственное развитие, так и на решение социальных вопросов. В итоге сёла окончательно приходят в упадок.
В-четвёртых, незавидна участь мелких холдингов, не имеющих «крыши» у олигархов и властей. В то же время нынешние управленцы крупных агрофирм нередко не знакомы с аграрной спецификой и сельской жизнью. Чего ждать от них?
Вывод фермеров: властям не надо страдать гигантоманией! Инвестор инвестору рознь, и это они, власти, должны учитывать; кроме того – реально, а не на словах и в многочисленных обещаниях, поддерживать сегодня и впредь малые и средние формы хозяйствования. С этим трудно не согласиться, даже учитывая все плюсы агрохолдингов, о которых говорит губернатор
«Коммуна» №93 от 01.07.2014г. |