Сдержать цены административными методами, как после засухи или перед кризисом, предлагает Минсельхоз. Цены перестанут расти едва ли, зато розничные сети точно выиграют
Минсельхоз разработал проект постановления правительства, сообщил министр сельского хозяйства России Николай Федоров на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым, разрешающий регионам заключать с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями соглашения, чтобы не допустить резкого роста цен.
Чиновник профильного министерства объяснил, что речь идет об ограничении наценки розничных сетей и поставщиков: «В 2007 и 2010 гг было подобное постановление, чтобы временно стабилизировать цены на продовольствие. Оно позволит заключать трехсторонние соглашения производителям, ритейлерам и региону и зафиксирует обязательства продавать тот или иной товар не выше определенной цены». Чиновник не сказал, на какие продукты будет распространяться ограничение.
Ценовые соглашения с сетями и производителями могут обсуждаться сегодня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, знают два его участника — чиновник и представитель бизнеса.
Правительство запретило ввоз сельхозпродукции из США, ЕС, Норвегии, Канады и Австралии, но не хочет допустить ускорения роста цен. Минэкономразвития и Минпромторг согласовали документ Минсельхоза, сообщили их представители. В Минфине и Минсельхозе не ответили на вопрос.
В конце октября 2007 года правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о замораживании цен на молоко, масло, хлеб и яйца. Розница («Ашан», «Лента», Metro, X5 Retail и др.) обязалась зафиксировать цены по состоянию на определенную дату и снизить торговую наценку до 10%. Но цены на «замороженные» продукты росли даже быстрее, чем на прочие.
Подорожание в ноябре 2007 года — марте 2008 года составило 14,6% по «замороженным» товарам против 11,8% по продовольствию в целом.
Осенью 2010 года, после засухи и неурожая, по инициативе чиновников ритейлеры и производители продовольствия также договорились не повышать цены на продукты, но наценка не фиксировалась. «Результаты того соглашения были малозаметны, но иного и быть не могло. Ассоциация компаний розничной торговли может влиять на коммерческую политику своих членов, а Союз поставщиков и производителей, за редким исключением, — нет», — вспоминает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Минпромторг и региональные чиновники следят за розничными ценами на 40 продуктов питания — от чая и мандаринов до колбас и соленой рыбы. Первые мониторинги не выявили роста, но за 12-18 августа инфляция выросла с традиционного для августа нуля до 0,1%, сообщил Росстат.
В 2014-2015 гг ситуация может быть иной, чем в 2010-2011 гг, считают аналитики Morgan Stanley: тогда рентабельность ритейлеров падала, а сейчас у них выросли и доля рынка, и закупочная сила. На семь крупнейших сетей приходится более 20% розничного продовольственного рынка в стране, отмечает Бурмистров. Для крупных сетей бумага Минсельхоза — положительная, продолжает он: они выигрывают ценовую войну у малых сетей и несетевой розницы. «Раньше сети неохотно посвящали чиновников в отношения с поставщиками, а сейчас максимально прозрачны и с готовностью называют проблемных поставщиков», — рассказывает Бурмистров о способах борьбы ритейлеров за снижение цен поставщиков. Рост выручки «Магнита», «Дикси», «Ленты» и X5 Retail Group с начала года существенно опережает их собственные ожидания, напоминает Бурмистров. Происходит процесс, обратный тому, что был в 2012-2013 гг, объясняет он: тогда сети были сосредоточены на рентабельности и цены крупных и мелких ритейлеров сблизились, а сейчас разрыв снова растет.
«Торговые сети не в состоянии удерживать розничные цены в одиночку. Но если соглашение будет трехсторонним (регион — сети — поставщики), то может быть найден вариант взаимной ответственности, который поможет сдерживать цены от спекулятивного роста», — осторожничает представитель «Дикси» Екатерина Куманина.
Если производители гарантируют властям, что не будут повышать цены, то и власти должны дать гарантии, что цены на сырье, энергоресурсы, аренду не будут расти, заявляет позицию гендиректор «Леноблптицепрома» Юрий Трусов, но у региональных властей нет влияния ни на монополистов, ни на поставщиков, гарантии дать сложно. «Ведомости» №155 от 25.08.2014 |