После объявления Россией эмбарго на ввоз продовольствия из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии в России активизировались поиски альтернативных поставщиков. В их числе, по планам правительства РФ, должны оказаться и страны МЕРКОСУР — Таможенного союза, включающего Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Парагвай и Уругвай (остальные страны континента являются ассоциированными членами объединения, но не поддерживают единый внешний тариф). Основным препятствием к этому является слабая развитость местной логистики, констатируется в докладе агентства CPA Ferrere, выполненном по заказу Института Беринга-Беллинсгаузена (IBBA). Институт создан летом 2014 года в Монтевидео для содействия российско-латиноамериканскому диалогу, председателем НКО является Сергей Брилев, вице-президент — Херардо Блейер.
На аграрную продукцию уже приходится половина торгового оборота стран региона с РФ: в прошлом году главными статьями импорта стали говядина (на $1,8 млрд), сахар (на $600 млн) и соевые бобы (на $400 млн). Из России поставлялись топливо и минеральные удобрения (всего на $5,7 млрд, см. график). Пока на оборот со странами МЕРКОСУР приходится лишь 1% российской внешней торговли (для стран объединения это 1,8% экспорта, на Китай приходится пятая часть торгового оборота альянса). Однако в ближайшие десять лет, по оценке Минсельхоза США, экспорт агропродукции из стран региона может увеличиться на четверть.
Для увеличения поставок все страны объединения, за исключением Бразилии, нуждаются в значительных инфраструктурных инвестициях, в первую очередь для доставки готовой продукции до морских портов, а также удобрений и оборудования в обратном направлении, говорится в докладе CPA Ferrere. Нехватка вложений в транспортную логистику объясняется ограниченным доступом на международные финрынки (в случае Аргентины), а также высокой инфляцией, подрывающей конвертацию сбережений в инвестиции, поясняют эксперты. В первую очередь странам региона необходимо обновить сеть железных дорог и портовую инфраструктуру. "Уругвай может стать воротами для вывоза сельхозпродукции из Аргентины и Южной Бразилии, а также поставок топлива и нефтепродуктов", считают в IBBA. Сейчас рассматриваются проекты строительства глубоководного порта в Уругвае, в стране действует и режим "свободного порта", где (как и в рамках особых зон МЕРКОСУР) упрощено оформление документации и не платятся таможенные пошлины.
"Коммерсантъ" №167 от 17.09.2014 |