Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), сформированный из представителей железнодорожной монополии, участников рынка перевозок, операторов подвижного состава и грузоотправителей, считает оптимальной индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 г. на уровне инфляции (7,2%), а не на 10%, как этого просит РЖД.
«Точка зрения относительно индексации тарифов на грузоперевозки подкреплена расчетами», — убежден министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, слова которого приводятся в официальном пресс-релизе совета.
«Наиболее массовый груз в сети РЖД — уголь. По расчетам экспертов, повышение тарифа на 10% увеличит транспортные затраты в этой продукции на 5%, сделает поставки на экспорт нерентабельными, приведет к сокращению отгрузки угля за рубеж. Для РЖД это также грозит снижением доходов: если угольщики не поставят на экспорт 30-36 млн т, РЖД может потерять 29-35 млрд руб. Заключение — пока оставить более низкий тариф, а затем решать, исходя из практики ближайших месяцев», — пояснил Абызов рекомендацию совета потребителей РЖД.
Кроме того, по мнению экспертов совета потребителей, «опережающий рост тарифов на железнодорожном транспорте стимулирует переход наиболее доходных грузов на другие виды транспорта, что является фактором долговременного сокращения грузовой базы РЖД».
В то же время, по мнению председателя совета потребителей Сергея Мальцева, целесообразность установления предельно допустимого уровня индексации грузовых железнодорожных тарифов на более высоком уровне (до суммарных 10%) может быть рассмотрена в 2015 г. по итогам работы за 2014 г. и I полугодие следующего года.
«Мы не должны забывать, что в 2014 г. грузовые железнодорожные тарифы ОАО “РЖД” не индексировались, что сократило доходную базу компании в текущем году, — напоминает Мальцев. — Полагаю, что к июлю 2015 г., после анализа инвестиционных планов ОАО “РЖД”, возможностей федерального и регионального бюджетов финансировать пассажирский транспорт, развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта, планов заимствования и привлечения частных инвестиций на железнодорожный транспорт целесообразно дать компании возможность доиндексации. Но для начала надо перезимовать».
«Ведомости» от 24.09.2014 |