Metro планирует инвестировать в теплицы, «Ашан» — в производство мяса, «Дикси» — овощей
Временный запрет на ввоз основных продуктов питания из ЕС, США, Норвегии, Австралии и Канады вынудил крупные российские розничные сети самостоятельно заняться импортозамещением. Как выяснили «Ведомости», четыре из пяти крупнейших розничных компаний страны уже занимаются собственным производством или ищут партнеров для подобных проектов.
«Мы работаем с производителями над созданием наших собственных теплиц <...> для фруктов и овощей», — заявил гендиректор российского Metro Cash & Carry, четвертого по выручке ритейлера России, Питер Бооне. Это «новый тип проекта», ритейлер работает с двумя партнерами — строителем и производителем, пояснил он «Ведомостям». Собственные теплицы нужны компании для обеспечения бесперебойных поставок качественных овощей и фруктов в течение года. Бооне отказался уточнять, о каких овощах и фруктах идет речь, так как проект находится на ранней стадии.
Metro обсуждал с российскими производителями овощей, фруктов и мяса возможности партнерства, знают два представителя поставщиков такой продукции. По их данным, третий по выручке ритейлер в России, французский Auchan, также заинтересован в местном производстве: компания ищет партнеров по мясу (говядине, баранине). Представитель Auchan Мария Курносова подтверждает это. «Договоренностей нет», — уточняет она.
Пятый по обороту российский ритейлер, «Дикси», тоже ведет переговоры с производителями овощей о совместных проектах. Компания готова инвестировать в капитал таких предприятий или заключать с ними долгосрочные контракты, говорил неделю назад президент компании Илья Якубсон. Переговоры начаты после введения российскими властями запрета на импорт некоторых видов продовольствия.
Игрок номер два в российской рознице, X5 Retail Group, не планирует подобных проектов, говорит представитель компании Владимир Русанов.
До сих пор собственным производством в крупной рознице занимался лишь лидер российского ритейла — краснодарский «Магнит». Тепличный комплекс «Зеленая линия» к началу 2014 г. занимал 43 га, из которых 40 га — промышленные теплицы для выращивания огурцов, помидоров, помидоров черри, салата, укропа, петрушки. «Магнит» расширяет комплекс, достраивая еще 40 га теплиц. «Зеленая линия» построена в 2011 г., а уже в 2013 г. в магазины «Магнит» отправлено около 600 т томатов, 15 000 т огурцов и более 2 млн шт. зеленных культур, сообщала в начале августа компания. Доля огурцов «Зеленая линия» в обороте сети за 2013 г. — 39%, томатов черри — 13,7%, салата — 17,8%.
Сетевая розница понимает: чтобы снизить риск появления пустых полок, надо заключать долгосрочные контракты с российскими производителями, участвовать в финансировании закупок оборудования и технологий, говорит зампредседателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. «Подобная практика традиционна за границей», — говорит он. В России доля импорта овощей и фруктов высока, а тепличных комплексов не хватает, рассуждает Леонов, поэтому поддерживать расширение тепличных хозяйств может не только государство.
Даже до введения санкций крупные промышленные поставщики огурцов и помидоров не могли в полной мере обеспечить потребности российской розницы, напоминает гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. «Когда “Магнит” сам начал выращивать огурцы и помидоры, он стал безоговорочным лидером по этим категориям. А в условиях санкций кто раньше начнет стратегическое партнерство с крупными производителями, тот и окажется в выигрыше», — констатирует эксперт.
К сведению По оценкам аналитиков UBS на начало августа 2014 года, на импортную говядину в продажах ритейла в 2013 году приходилось около 62%, из них пятая часть — на попавшие под запрет страны. В свинине импорт занимал 20% продаж, практически весь объем (74%) выпал из-за санкций. Около 25% продаж овощей — импорт, треть этого объема поставляли страны, попавшие под санкции.
«Ведомости» №179 от 26.09.2014 |