Открыв в прошлом году крупнейший в России комплекс по выращиванию утки, основатель «Евродона» Вадим Ванеев подтвердил свои амбиции игрока федерального масштаба. Когда-то он за свои средства тянул коммуникации к предприятию по выращиванию индейки, а теперь его индюшиным проектам обещана крупная господдержка. В середине сентября стало известно, что правительство Ростовской области предоставит «Евродону» субсидии в размере не менее 1,2 млрд рублей на создание инфраструктуры для строящегося комплекса по производству мяса индейки
В сельском хозяйстве и пищевой промышленности ЮФО наметился явный дефицит знаковых инициатив — за последний год отраслевой портфель практически не пополнился свежими крупными инвестпроектами. Теоретически новым стимулом для аграриев должна стать «санкционная война», но развитие импортозамещающих производств в АПК и пищёвке тормозит дефицит длинных и дешёвых денег.
Если судить по результатам последнего исследования крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, выполненного Аналитическим центром «Эксперт ЮГ», то позиции регионального агропрома и пищёвки за последний год несколько укрепились. Прежде всего, стабилизировалась общая стоимость отраслевого портфеля, демонстрировавшая в последние пару лет устойчивую тенденцию к спаду. Если в прошлогоднем исследовании совокупная стоимость в АПК и пищепроме сократилась почти на четверть (точнее, на 22,9%), то в нынешнем рэнкинге она снизилась всего на 1,3% в долларовом выражении (до 5,354 млрд долларов), а в рублях даже несколько выросла (на 8,4%, со 171,3 до 185,8 млрд рублей). В результате на долю отрасли теперь приходится 7,3% общей стоимости всех крупнейших инвестпроектов ЮФО, что несколько больше, чем в прошлом году, когда этот показатель составлял 6,7%. Теперь АПК и пищёвка занимают четвёртое место в отраслевом разрезе.
В то же время количество региональных проектов в АПК и пищепроме сокращается: в 2012 году их было 83, в прошлом году — 88, а в этом году мы насчитали в этой сфере всего 81. «Всего» — потому, что их может быть гораздо больше, ведь ЮФО воспринимается прежде всего как аграрный регион. Однако в последние несколько лет инвестиции в регионе показывают существенный рост вовсе не в АПК, а, например, в нефтегазовой промышленности и инженерной инфраструктуре, тогда как традиционная отрасль довольствуется сравнительно скромной долей в инвестиционном «пироге».
А если брать картину в региональном разрезе, то окажется, что почти все наиболее крупные сельскохозяйственные проекты реализуются в одном субъекте ЮФО — Ростовской области (см. таблицу). Очевидно, что бизнес относится к вложениям в эту отрасль довольно настороженно, несмотря на видимые естественные преимущества. Об этом говорит и значительное снижение средней стоимости проектов: если в 2012 году она составляла 102,4 млн долларов, то два года спустя сократилась более чем на треть, до 64,5 млн долларов. Кроме того, резко уменьшилось число проектов в пищепроме — с 598 млн долларов в прошлогоднем исследовании до 214 млн долларов в нынешнем, и теперь эту подотрасль представляют всего 6 проектов.
Старые знакомые
Несмотря на то, что АПК и пищёвка — это отрасли, где реализуются в основном небольшие по стоимости проекты, в ЮФО для них характерна высокая концентрация инвестиций. На первые 10 проектов в отраслевом портфеле ЮФО приходится 42% его стоимости. Но при этом существенных изменений первая десятка за последний год не претерпела. Как и прежде, её возглавляют реализуемые в Ростовской области проекты компании «Евродон» по выращиванию индейки мощностью 60 тысяч тонн и Международной сахарной корпорации по строительству крупного сахарного производства. Третье место в прошлом году занимал тепличный комплекс ЗАО «Тандер» в Динском районе Краснодарского края, но после завершения строительства его первой очереди стоимостью 10 млрд рублей этот проект покинул Топ-10, хотя и не выбыл из базы.
Ещё четыре проекта из первой десятки — свиноводческий комплекс ООО «АПК “Станица”», предприятие по глубокой переработке зерна ООО «ДонБиоТех», строительство маслоэкстракционного завода компании «Каргилл» в Волгоградской области и ещё один проект «Евродона» по выращиванию индейки — в прошлом году занимали практически те же самые места. А на место покинувших верхние строчки рэнкинга проектов пришли те, которые были заявлены ещё в 2011–2012 годах, причём главным образом это проекты в одной сфере — строительстве теплиц. Однако пик «тепличного бума» на юге России, когда новые проекты появлялись один за другим (см. «Тепличные овощи дают всходы на Юге» в «Эксперте ЮГ» № 11–12 от 2012 года), уже пройдён, а нового всплеска масштабных инвестиций в АПК пока не заметно.
Простая география
В ряде предыдущих исследований мы отмечали, что география крупнейших инвестпроектов в сфере АПК и пищевой промышленности ЮФО постепенно расширяется. Однако лидеры — Кубань и Дон — по-прежнему остаются вне досягаемости для других регионов.
Краснодарскому краю, несмотря на то, что в Топ-10 он представлен довольно скромно, принадлежит абсолютное лидерство по количеству реализуемых в отрасли проектов — 48. Из крупных проектов, которые были реализованы и покинули базу в этом году, помимо первой очереди тепличного комплекса, где выращиваются овощи для сети «Магнит», отметим предприятие по убою и первичной переработке мяса ЗАО «Фирма “Агрокомплекс”» (1,4 млрд рублей) и реконструкцию сахарного завода ЗАО «Кристалл» (1 млрд рублей)
Завидное постоянство, с которым регион выводит на орбиту новый бизнес, является важным показателем для инвесторов.
На втором месте по-прежнему с большим отставанием идёт Ростовская область с 16 инвестпроектами. Правда, в Топ-10 донским проектам принадлежит шесть позиций, но пять из них появились ещё в 2010–2012 годах. К донским аграриям постепенно подбирается хронически недоинвестированная Волгоградская область, которая сейчас представлена в базе семью проектами, крупнейший из которых — в тепличной сфере.
В Астраханской области, Адыгее и Калмыкии, чья доля в отраслевом портфеле традиционно крайне мала, в последний год наблюдалось заметное оживление инвестиционных процессов в АПК. Например, Калмыкия реализует четыре проекта в этой сфере, в том числе строительство крупного мясоперерабатывающего комплекса по откорму, убою и первичной переработке КРС калмыцкой мясной породы (должен быть завершён в ближайший год). Из трёх проектов, реализуемых в Адыгее, новыми являются два; в Астраханской области, представленной пятью инвестпроектами в АПК общей стоимостью 5,3 млрд рублей, новичков три. В последнем регионе, в частности, реанимирован проект строительства тепличного комплекса по круглогодичному выращиванию томатов в закрытом грунте ООО «Новые Вершины — Лиман».
В очередь за длинным рублём
В определённой степени инвестиционной стагнации в АПК способствует негативный опыт инвесторов, которые в расчёте на быстрые прибыли несколько лет назад решили попробовать свои силы в самых, как тогда казалось, перспективных направлениях АПК — птицеводстве и свиноводстве. Успехи и в том, и в другом случае оказались переменными. В птицеводстве, наряду с серией реализованных проектов, произошла череда банкротств крупных предприятий (наиболее известный эпизод — крах компании «Оптифуд» в Ростовской области), в том числе из-за того, что инвесторы не смогли правильно рассчитать риски и себестоимость продукции. А свиноводам «подложил свинью» коварный вирус АЧС, который несколько лет подряд косил поголовье в кубанских и донских хозяйствах.
Однако желание быстро заработать в сфере АПК по-прежнему велико. «Большинство инвесторов хотят быстрых денег, поэтому в России заявлено около 50 индейководческих проектов, которые явно не будут обеспечены ни квалифицированным персоналом, ни яйцом для производства индейки. Всё это приведёт к тому, что большая их часть будет закрыта», — прогнозирует руководитель «Евродона» Вадим Ванеев. В прошлом году его компании завершили строительство двух объектов — второй очереди комплекса по выращиванию индейки стоимостью порядка 200 млн долларов и крупнейшего в России комплекса по выращиванию утки (154 млн долларов).
Однако есть и ещё один фактор, сдерживающий инвестиции в отрасль — это специфика финансирования проектов. «Кредитованием сельскохозяйственной отрасли занимаются у нас в стране только три банка — Россельхозбанк, Сбербанк и ВЭБ, — говорит генеральный директор консалтинговой компании “Технологии Роста” Тамара Решетникова. — А поскольку доступ к зарубежным ресурсным средствам сейчас закрыт, с точки зрения предоставления денег у аграриев будет только больше сложностей. Банки стали более осторожно подходить к сельскохозяйственным проектам, и в принципе это правильно для отрасли с длительным периодом окупаемости. Многое здесь зависит от политики государства, но взвешенный подход при предоставлении кредитов для АПК, очевидно, не будет способствовать появлению большого количества новых инвестпроектов». «Эксперт Юг» №39-40 от 29 сен 2014 |