Переговоры ОАО РЖД и железнодорожных операторов о передаче в управление монополии большей части их полувагонов зашли в тупик. Против выступило правительство, фактически запретив госкомпании привлекать вагоны с рынка. В ОАО РЖД уже признают, что при отсутствии свободного ценообразования им и самим невыгодно арендовать парк. Но источник издания, близкий к монополии, уверен, что госкомпания вернется к этому вопросу в 2015 году.
В правительстве выступили против передачи в аренду ОАО РЖД грузовых вагонов частных операторов, включая парк его дочерних обществ, следует из протокола прошедшего 2 октября совещания рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. В документе отмечается, что на всей сети должна действовать единая технология работы с подвижным составом — "без технологических особенностей управления ОАО РЖД". По целевой модели развития рынка железнодорожных грузоперевозок до 2015 года, утвержденной в 2011 году, ОАО РЖД к 2015 году должно сохранить статус общесетевого перевозчика, но прекратить владение грузовыми вагонами. В протоколе также указывается, что исключение должно быть только для вагонов, задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций или по специальному решению правительства.
Но монополия готова была арендовать большинство полувагонов у Первой грузовой компании (ПГК; подконтрольна Владимиру Лисину), собственной Федеральной грузовой компании (ФГК) и "Нефтетранссервиса" (НТС). Предполагалось, что в сделку не попадет только парк, задействованный в долгосрочных контрактах. По подсчетам, ОАО РЖД могло получить около 170 тыс. полувагонов из 270 тыс. имеющихся у этих операторов, но расчет цены аренды должен был идти по прейскуранту 10-01 (тарифное руководство железных дорог), ставки по которому выше рыночных. Как отмечали источники издания, договоренностей хотели достичь до конца сентября.
Вчера в НТС заявили, что продолжают вести переговоры с ОАО РЖД на предмет передачи вагонов. В ПГК отметили, что рассматривают различные схемы сотрудничества с монополией, которые позволят оператору оптимизировать затраты на логистику. В ФГК на запрос "Ъ" не ответили. В ОАО РЖД отказались комментировать позицию правительства, но добавили, что интерес к аренде вагонов зависит "от введения свободного ценообразования и тарифного коридора на вагонную составляющую", иначе придется существенно переплатить за вагоны. Но, по словам собеседника гпазеты в правительстве, Аркадий Дворкович категорически против консолидации вагонов у ОАО РЖД, это подтвердили и в аппарате вице-премьера.
Планы монополии противоречат стратегии развития отрасли, в соответствии с которой в ведении компании должны остаться только рельсы, добавляет источник издания. По его словам, ОАО РЖД по-прежнему считает, что перевозки неотделимы от инфраструктуры, и монополия намерена вернуться к этому вопросу уже в следующем году, "когда целевая модель устареет". Об этом неоднократно заявлял и ее глава Владимир Якунин: год назад он признал, что приватизация вагонов была ошибкой и компания будет искать возможность получить в управление порядка 30% всего парка в РФ (то есть примерно 375 тыс. вагонов).
Пару лет назад ОАО РЖД уже удалось это сделать: в 2011 году компания привлекла вагоны ПГК на условиях агентской схемы, а в 2012 году — парк ФГК по ставке 1 тыс. руб. за вагон в сутки. Но опыт показал, что большинство грузовладельцев не готово работать с обезличенным парком, нет клиентоориентированности, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Разные уровень износа парка и технические характеристики вагонов приводят к сложностям с отгрузкой на экспорт и увеличивают объемы маневровых работ, отмечает он, пока эти вопросы не решены, смысла в консолидации парка под эгидой ОАО РЖД нет. "Коммерсантъ" №194 от 24.10.2014 |