Падение цен на нефть влияет на всю российскую экономику. Какие отрасли пострадают в первую очередь и кто может оказаться в выигрыше?
При среднегодовой цене на нефть $80 за баррель российскую экономику в следующем году ждет рецессия и сокращение ВВП на 5% — таково мнение Алексея Девятова, главного экономиста Uralsib Capital. Дешевая нефть означает большие потери для бюджета, который на 51,4% наполняется нефтегазовыми доходами. Например, бюджет РФ на 2015 год рассчитан, исходя из стоимости нефти $96 за баррель. Значит, будут срезаны бюджетные расходы, прежде всего на социальную сферу и на инфраструктурные проекты.
Сами нефтяные компании мало пострадают от снижения котировок черного золота. Потому что нефть дешевеет, но одновременно правительство уменьшает и экспортную пошлину на нефть, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Так, с 1 октября она снизилась уже на 10% — до $317 за тонну. С другой стороны, из-за девальвации рубля, который с начала 2014-го упал по отношению к доллару на 20%, выручка нефтяников в пересчете на рубли растет.
На внутреннем рынке бензин и дизельное топливо вряд ли подешевеют. В себестоимости российского бензина на саму нефть приходится лишь около 20%. Поэтому рассчитывать, что российские производители и транспортники смогут снизить свои расходы на топливо, не стоит, говорит Андрей Рожков, старший аналитик ИФК "Метрополь". Наоборот, с 2015 года нефтепродукты на внутреннем рынке начнут дорожать, потому что правительство снижает экспортные пошлины, но повышает НДПИ. Стоимость бензина и дизельного топлива на заправках через несколько лет может приблизиться к европейским ценам (1,4-1,5 евро за литр), считает Пигарев.
25% составило падение цены на нефть марки Brent. Если максимальные цены в июне этого года превышали $115 за баррель, то к середине октября они скатились до $82
Фактор дешевой нефти очень опасен для обрабатывающей промышленности, хотя та вроде бы не зависит от нефтяного экспорта. Дело в том, что низкие цены на нефть приводят к ослаблению рубля и к кризису в инвестиционно-банковской сфере. По мнению Алексея Девятова, нынешний кризис — младший брат кризиса 2008-2009 годов, он будет менее глубоким. Но, как и в 2008-м, в первую очередь плохо придется компаниям пищевой и легкой промышленности, фармацевтическим заводам и производителям бытовой химии, а также автопрому, считает Павел Симоненко, глава департамента институциональных продаж в СНГ швейцарского Dukascopy Bank. Все они закупают импортные комплектующие, сырье и материалы, а продают готовую продукцию за рубли. Наиболее яркий пример — автомобилестроение. По данным PwC, уровень локализации у иностранных автосборщиков составляет от 10% у Toyota до 55% у Renault. Однако переложить рост себестоимости на потребителя вряд ли удастся, так как продажи машин и без того падают. По мнению аналитика УК "Финам менеджмент" Максима Клягина, выиграть могут АвтоВАЗ (с 74-процентной локализацией) и УАЗ (66%).
В плачевном положении уже оказались российские авиакомпании: весь 2014 год они несли потери из-за девальвации рубля, в дальнейшем их положение только усугубится. Они платят валютой за лизинг, обслуживание и ремонт самолетов. По оценкам Андрея Рожкова, если в 2013-м доля валютных расходов в себестоимости была около 40%, то сейчас она приблизилась к 47-49%. При этом цены на авиабилеты выросли в этом году только на 4-6%. Авиакомпании уже сейчас сокращают самолетный парк и закрывают низкорентабельные маршруты.
Беда отраслей b2c — сокращение доходов населения. По мнению Сергея Пигарева, рост доходов бюджетников в последние годы был одним из драйверов роста продаж. Теперь повышение зарплат бюджетникам не светит. От скудости кошельков граждан пострадают розничная торговля, FMCG и строительство жилья. Спрос на жилье сокращается, традиционного 15-20-процентного осеннего роста продаж в 2014-м не произошло, а арендные ставки на коммерческую недвижимость падают из-за снижения деловой активности, говорит Андрей Рожков. По мнению аналитика, темпы роста жилищного строительства снизятся с 7-8% в год до нуля.
Очевидный бенефициар дешевой нефти и связанной с этим девальвацией рубля — сельское хозяйство, и в первую очередь зерноводство. В этом году российский экспорт беспрецедентно вырос: помог ли хороший урожай и проблемы на Украине, которая ранее входила в тройку крупнейших экспортеров пшеницы в мире. Мировые цены на зерно выражены в долларах. Вместе с экспортерами сельхозпродукции выигрывают и обслуживающие их отрасли, в частности транспортный сектор. Например, в первом полугодии 2014 года Новороссийский морской торговый порт (НМТП) показал рекордный рост чистой прибыли-- $137,9 млн против $13,9 млн в тот же период 2013-го. В несколько раз увеличилась перевалка зерна и сахара. Андрей Рожков объясняет результаты НМТП тем, что у компании все тарифы номинированы в валюте. Издержки в рублях, а доходы в валюте — такова модель успешного бизнеса на ближайшее время.
Мелкий жемчуг
Компания Bain & Co совместно с ассоциацией производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma провела исследование российского рынка роскоши. Если в начале года Bain & Co прогнозировала сокращение российского рынка на 4-6%, то сейчас стало понятно, что продажи упадут на 18%. Так резко спрос на luxury не падал даже в кризис 2008 года. И это долгосрочный тренд.
Как отмечают исследователи, российские байеры могут снизить бюджеты на закупки коллекций сезона весна-лето 2015 года на треть. Причем спрос падает как в Москве, так и в регионах. Ключевая проблема — девальвация рубля. Внутри страны предметы роскоши практически не производятся. Спрос на luxury — отличный индикатор настроений в обществе. Часы, украшения и дорогие аксессуары — далеко не предметы первой необходимости, так что спрос на них начинает падать, как только обеспеченные люди теряют уверенность в завтрашнем дне. Судя по данным Bain & Co, российская элита готовится к кризису всерьез.
Что нового?
Ефим Кац, генеральный директор мебельной фабрики "Мария"
Я побывал на автогонках "Формулы-1" и могу сказать, что мероприятие ничуть не уступало европейским этапам. Смотреть на этот праздник было немного грустно, потому что с бизнес-климатом в стране не все так радужно. В ноябре мы принимаем бюджет на следующий год, закладываем консервативный сценарий развития: не будем открывать новые магазины, покупать оборудование и модернизировать производство. Одно радует: если подобный кризис случился бы десять лет назад, то экономика России рухнула бы. Сейчас же санкции и скачки валют приносят неприятности, которые вполне преодолимы.
Василий Мунтян, руководитель интернет-ателье "Рубашка на заказ"
Добрался до прекрасной книги Джека Митчелла "Обнимите своих сотрудников". Всегда считал себя либеральным руководителем и старался, чтобы людям было комфортно работать у нас. Прочитав эту книгу, понял, как же я далек от идеала! Могу оценить свои успехи на три с минусом. Надо больше уделять внимания коллегам, их проблемам и заботам, больше рассказывать про наши победы, привлекать к решению повседневных задач и больше благодарить за хорошую работу. "Коммерсантъ Секрет Фирмы" №11 от 05.11.2014 |