Доля монополии на рынке грузоперевозок к 2030 году сократится до 83% с нынешних 85%, а автотранспорта — увеличится до 11%, говорится в стратегии развития РЖД до 2030 года. Монополия теряет высокодоходные грузы: нефть и нефтепродукты переключаются на трубопроводный транспорт, а контейнеры, стройматериалы, лес и др. — на автотранспорт, следует из документа. «Перераспределение высокодоходных грузов между видами транспорта повлечет снижение рентабельности основной деятельности РЖД», — отмечает монополия.
Какой объем грузов ежегодно уходит на автотранспорт, РЖД не раскрывает. По оценке гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, речь может идти о 2-3% от общего числа перевозимых по железной дороге грузов. В 2013 году погрузка на РЖД была 1,37 млрд т. При этом перевозка нефти и нефтепродуктов по железной дороге в 2013 г. сократилась на 3,1% до 250,3 млн т, сообщала монополия.
Конкурировать с трубопроводным транспортом РЖД вряд ли сможет — он всегда был дешевле, отмечает Бурмистров. Например, за транспортировку нефтепродуктов на экспорт с Самарского НПЗ до порта Новороссийск «Роснефть» платила в 2013 году 850 рублей за тонну, тогда как за железнодорожную перевозку из Самары до порта Туапсе (расстояние примерно то же, что и до Новороссийска) — 2070 рублей за тонну, говорится в материалах нефтяной компании. Стоимость трубопроводной перевозки в этом году не изменилась, а железнодорожной — выросла до 2250 рубле за тонну.
«Автотранспорт все более активно начинает принимать участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается», — признает РЖД в своем отчете по РСБУ за III квартал. РЖД объясняет эту тенденцию меньшей по сравнению с железной дорогой финансовой нагрузкой — монополия за свой счет развивает пути общего пользования (инвестпрограмма компании до 2020 года — 2,8 трлн руб.), а автоперевозчики — нет, за них дороги строит государство. Кроме того, тарифы на автоперевозку не регулируются, отмечает представитель РЖД.
Уступать автотранспорту РЖД не намерена. К 2030 году она планирует усилить позиции в транспортно-логистическом сегменте. Монополия планирует предоставлять услугу перевозок «от двери до двери» (сейчас это конкурентное преимущество автоперевозчиков), следует из стратегии РЖД. Компания намерена до 2030 года потратить на это 1,7 трлн руб. На что конкретно пойдут средства, представитель РЖД не поясняет.
Снижение доли РЖД на рынке перевозок грузов к 2030 году может быть и больше 2%, полагает Бурмистров. «Чем больше растет тариф РЖД, тем больше компания как перевозчик становится неконкурентоспособной. Например, с 2011 года стоимость железнодорожной перевозки выросла на 22%, а автоперевозки — снизилась на 7-8%», — отмечает эксперт.
Ведомости от 17.11.2014 |