Продуктовое эмбарго усложняет интеграцию стран Таможенного союза. Россельхознадзор вынужден ужесточить контроль за ввозом продуктов из Белоруссии
С 24 ноября Россельхознадзор вводит новую схему контроля за ввозом растительной продукции из Белоруссии, рассказал представитель надзорной службы Алексей Алексеенко. Все грузовики — и транзитные, и следующие в Россию — будут проверяться на российской границе, даже если ранее их уже проверила белорусская сторона. Распоряжение об этом разослано по территориальным управлениям Россельхознадзора, а также в КГБ Белоруссии, говорит Алексеенко.
В скором времени аналогичным образом планируется проверять и продукцию животного происхождения, обещает он.
Цель — лучше бороться с импортом продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, на которое правительство в августе 2014 года наложило временное эмбарго. Под подозрением Россельхознадзора, в частности, поставки из Белоруссии в Казахстан, транзитом проходящие через Россию и, возможно, частично оседающие здесь. Поскольку эти три страны объединены в Таможенный союз и грузовые потоки между ними не проходят таможенный досмотр, точных оценок псевдоэкспорта из Белоруссии в Казахстан ни у кого из опрошенных «Ведомостями» экспертов нет. Но выборочные проверки Россельхознадзора на границе показали, что это примерно 20% всего продовольствия из Белоруссии, пересекающего границу. По документам эти грузы отправляются в Казахстан, но в некоторых случаях удавалось доказать, что до места назначения они не доезжали, говорит представитель надзорной службы.
Усиливать борьбу с незаконным ввозом Россельхознадзор будет своими силами, специалистов для этого достаточно, заверяет Алексеенко. Сейчас у ведомства открыто шесть фитосанитарных постов на въезде в Россию, но у него есть опыт мобилизации ресурсов для контроля за эпизодическими рисками, говорит он. Введение таких мер — компетенция Россельхознадзора, согласование с Минэкономразвития не требуется, сказал «Ведомостям» представитель министерства. Согласно постановлению правительства о полномочиях Россельхознадзора в компетенцию этой службы входит в том числе выдача разрешений на ввоз, вывоз и транзит по территории России поднадзорных грузов.
Фактически речь идет о запрете ввоза продуктов транзитом через Белоруссию — ведь между Россией и Белоруссией нет ни государственной границы, ни пунктов пропуска, замечает Александр Кнобель из Института Гайдара. Формально согласований с партнерами по Таможенному союзу для ужесточения контроля не требуется, ссылается на договор о Евразийском экономическом союзе партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. Это подтверждают два человека, близких к Евразийской экономической комиссии. Но фактически ввести различные правила на территории Таможенного союза, участники которого уже начали развивать свободу перемещения товаров, скорее всего будет невозможно: подавляющее большинство фур идет с белорусскими товарами, придется останавливать весь поток, считает Кнобель. Кроме того, по его словам, у Россельхознадзора нет полномочий останавливать и проверять фуры вне специально оборудованных пунктов пропуска. Отсутствие фактической границы на проселочных дорогах, соединяющих Россию и Белоруссию, — это проблема, не спорит Алексеенко, но большая часть товаров все же ввозится большими фурами по крупным магистралям.
Из стран, продовольствие которых подпало под российский запрет, через Белоруссию ввозятся в основном овощи, фрукты, мясо, молочные изделия и рыба, говорит директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Впрочем, представители сетевых ритейлеров отрицают наличие на прилавках своих магазинов «санкционных» продуктов. Например, у «О,кей» почти все закупки идут через дистрибуторов, контролирующих страну происхождения товара, говорит представитель этой сети. «Все в рамках законодательства», — заверяет он.
Тем не менее схемы поставки запретных продуктов через Белоруссию существуют. Например, яблоки покупаются в Польше по 20 евроцентов, оттуда их везут в Белоруссию, а из Белоруссии они якобы перенаправляются в Казахстан — по документам, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из региональных ритейлеров. На деле же товар попадает в магазины по оптовой цене 44 руб./кг. Оформить фуру из Белоруссии «в Казахстан» с учетом риска стоит, по его оценке, около $5000 — в 1,5-2 раза дороже, чем в обычных условиях.
Россельхознадзор уже консультировался с Белоруссией и Казахстаном, чтобы упорядочить поставки продовольственных товаров, подпавших под санкции, знает федеральный чиновник. В октябре 2014 года надзорная служба сообщила о создании специальной рабочей группы, совместной с Белоруссией. Но компетентные службы Белоруссии и Казахстана «действенных мер» так и не приняли, констатировал Россельхознадзор в сообщении, распространенном в пятницу. Пресс-секретарь белорусского премьера вчера не смогла прокомментировать действия Россельхознадзора, письмо «Ведомостей» в министерство национальной экономики Казахстана осталось без ответа.
При эффективном сотрудничестве с другими регулирующими и контролирующими органами действия Россельхознадзора могут снизить ввоз контрабандной продукции, допускает Востриков. Впрочем, сам же Россельхознадзор признает недостаточность принятых мер: полностью контролировать контрабанду можно будет только после введения системы электронной сертификации и отслеживания поднадзорной продукции, убежден Алексеенко.
ДВА ВАРИАНТА
Основных способов ввоза «санкционного» продовольствия два: официальный ввоз сырья с переработкой в Белоруссии, откуда продукция попадает на рынок России в готовом виде, и прямой контрабандный реэкспорт, когда продукция даже не перефасовывается, а происходит простая подмена сертификатов происхождения, говорит Востриков. Первая схема хотя и ближе к официальной, но приводит к тому, что перерабатывающие предприятия Белоруссии оказываются загружены на 100%, а российские переработчики балансируют на грани рентабельности или несут убытки, так как себестоимость их продукции из российского сырья на 15-25% выше белорусской, произведенной из европейского или канадского сырья.
«Ведомости» №218 от 24.11.2014 |