У российских экспортеров зерна возникла очередная сложность: его перевозку ограничила РЖД. Мировой рынок уже отреагировал на ограничения — пшеница дорожает
С 17 декабря РЖД ограничила отправку зерна, следующего на экспорт, в адрес всех грузополучателей, следует из телеграммы железнодорожной монополии (копия есть у «Ведомостей»). Зерноотправители получили ее вечером 17 декабря, рассказали «Ведомостям» два сотрудника компаний, работающих на зерновом рынке. РЖД ссылается на «необеспечение выгрузки и приема вагонов с зерном» адресатами перевозок, а также «отставление (невозможность выгрузки) от движения поездов». Ограничение введено на неопределенный срок со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы.
В тот же день стало известно, что Россельхознадзор перестал выдавать сельхозпроизводителям фитосанитарные сертификаты на экспорт зерна по большинству направлений — об этом в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу сообщила Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП).
В этом году из России вывезено 19 млн т зерна, общий экспортный потенциал страны — 32 млн т, оценивал недавно гендиректор «Прозерно» Владимир Петриченко. По последнему прогнозу министерства сельского хозяйства США, Россия к концу декабря 2014 г. должна была вывезти 7,41 млн т фуражного зерна и 22,5 млн т пшеницы — 5 и 13,9% всего их мирового экспорта соответственно. Всего Россия, по расчетам этого ведомства, обеспечивает 9,6% мирового экспорта зерна.
Железными дорогами до портов доставляется примерно 50% зерна, остальное — автотранспортом, говорит исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов. Но поскольку фитосанитарные сертификаты, необходимые для вывоза зерна, почти не выдаются, автотранспорт не поможет, добавляет он. Единственные страны, куда сертификаты еще выписываются, — это Египет, Турция, Индия и Армения, сообщала НАЭСП. На эти страны приходится 38% экспорта пшеницы и 33% зерна в целом, подсчитал сотрудник зерновой компании.
Экспортные отгрузки зерна, уже отправленного производителями или находящегося в порту, будут продолжаться еще около месяца, а потом прекратятся, говорит сотрудник компании, работающей в порту.
Отказ железнодорожников грузить зерно не может считаться форс-мажором, соответственно, выплачивать штрафы грузополучателям должны будут сами отправители, т. е. производители зерна и трейдеры, считает сотрудник компании-экспортера. В сложном положении могут оказаться и экспортеры, полагает он: однодневный простой лодки средней вместимости в порту стоит $50 000, а к этому еще добавляются штрафы, которые могут составлять 10-20% от суммы контракта. Чтобы избежать штрафа, можно закупить зерно в другой стране и отправить его получателю в срок, но из-за проблем с российским экспортом цены уже начали расти.
17 декабря в 11.30 мск 1 т пшеницы на бирже в Чикаго стоила $249, вчера в 11.30 мск — уже $265, а на 18.00 мск — $259. Весьма вероятно, что цены продолжат расти, следующий ориентир — $272 за 1 т, рассуждает Сизов из «Совэкона». Что будет с ценами дальше, предсказать сложно, так как российские власти официально не заявляли об ограничении экспорта и мировой рынок еще не вполне «осознал» происходящее, говорит он. Более того — еще во вторник, 16 декабря, министр сельского хозяйства Николай Федоров уверял, что вариант эмбарго не рассматривается и Минсельхоз «намерен использовать иные механизмы регулирования рынка зерна для защиты интересов внутренних потребителей».
Внутренние цены на зерно привязаны к курсу доллара, констатирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Сейчас это около 13 000 руб. за 1 т, говорит сотрудник одного из зернопроизводящих хозяйств. Однако прекращение отгрузок на экспорт собьет внутренние цены, полагают собеседники «Ведомостей». Если запрет продлится, они станут существенно ниже цен, установленных государством для закупочных интервенций, считает Сизов; сейчас это от 9000 до 10 100 руб. за 1 т пшеницы в зависимости от класса зерна. Но за оставшееся до новогодних праздников время внутренний рынок не успеет адекватно определить новую равновесную цену, поэтому определится она, вероятно, только после праздников, полагает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.
Ситуация подтолкнет производителей, придерживавших зерно в надежде продать его позже по более выгодному курсу, к тому, чтобы продать остатки урожая государству в интервенционный фонд, чего и добивалось правительство, рассуждает собеседник «Ведомостей» в компании-зернотрейдере. Увеличение поставок зерна на внутренний рынок — задача правительства, говорил на днях «Ведомостям» представитель Дворковича. Действительно, в этом году агент государства по зерновым интервенциям — Объединенная зерновая компания приобрела у сельхозпроизводителей вдвое меньше зерна, чем год назад: на 17 декабря 2014 года в госфонд было закуплено только 1,5 млн т зерна, тогда как годом ранее — 3 млн т. В минувший вторник российский министр сельского хозяйства Николай Федоров сообщил, что министерство подняло государственные закупочные цены в 1,5 раза. А торги теперь будут проводиться вдвое чаще, чем до сих пор, — дважды в неделю начиная со следующей. Цель — закупить дополнительно 3,5 млн т зерна, в основном пшеницы, объяснял министр.
Выгоду от сложившейся ситуации получат российские потребители, полагает собеседник «Ведомостей» в компании, работающей на зерновом рынке. А вот зернопроизводители проиграют из-за непропорционального удорожания удобрений и посевного материала на следующий сезон, уверен Сизов. В конечном счете ограничение экспорта может спровоцировать сокращение посевных площадей в ближайшие годы, как это было уже после эмбарго 2010 года, прогнозирует он.
Представитель РЖД отказался от комментариев, получить оперативные комментарии в аппарате Дворковича вчера не удалось.
«Ведомости» №237 от 19.12.2014 |