Девальвация рубля значительно сократила тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт.
Средний уровень транспортной составляющей экспортных перевозок в декабре 2014 года по сравнению с периодом относительно стабильного курса доллара (январь – сентябрь 2014 года) для энергетического угля изменился с 46,5 до 29,9%, для коксующегося угля – с 29,1 до 18,2%, для руды железной – с 16,8 до 11,8%.
Как замечает руководитель департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Алексей Каменобродский, рентабельность экспорта значительно возросла по отношению к деятельности на внутреннем рынке.
Даже с учётом сложившихся затрат при стабильном курсе доллара для грузоотправителей экспортное направление оставалось более эффективным, что подтверждается устойчивой положительной динамикой перевозок. В 2014 году даже в условиях стагнации производства рост экспортных перевозок по сравнению с прошлым годом может оценочно составить 4,4%. Основные экспортные перевозки приходятся на Октябрьскую (25%), Дальневосточную (18%) и Северо-Кавказскую (14%) дороги, на которых как раз отмечается наличие серьёзных проблем в развитии инфраструктуры.
При этом общий объём экспорта в текущем году по отношению к 1998 году возрос в 2,5 раза, по отношению к 2007 году – на 25%.
В этих условиях ОАО «РЖД» рассчитало прогнозный уровень транспортной составляющей для основных грузов с учётом уже одобренной правительством индексации тарифов в 2015 году на 10%. Кроме этого, также была проведена и оценка его изменения при возможном укреплении курса рубля и принятии решения о дополнительном увеличении тарифов на экспортные перевозки в рамках права ОАО «РЖД» по изменению тарифов в границах ценовых пределов.
«Проведённый анализ показывает, что при установлении максимально возможного коэффициента в размере 1,134 к тарифам на экспортные перевозки по оцениваемым номенклатурам грузов уровень транспортной составляющей в основном не превысит уровня, сложившегося в течение 2014 года – в период относительно стабильного курса доллара, – говорит Алексей Каменобродский. – Более того, эти транспортные составляющие с учётом всех видов сообщений и общей индексации тарифов, утверждённой на 2015 год, также не превысят сложившегося в 2014 году уровня при стабильном курсе доллара. Проведённая оценка позволяет сделать вывод о сохранении конкурентоспособности железнодорожных перевозок».
В то же время решение о введении тарифного коридора послужит и сдерживающим фактором. Оно позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке, защитить производителей – потребителей сырьевой продукции, что в целом будет являться стабилизационной мерой.
Например, ситуация с зерном сильно зависит от колебания курсов валют. Девальвация рубля стимулирует экспорт, и среднесуточная погрузка на экспорт в этом году выросла в два раза. Но в то же время снижение курса рубля приводит к росту цен на внутреннем рынке из-за сокращения предложения. В декабре 2014 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года стоимость зерна возросла на 40,4%. И это несмотря на то, что в стране в этом году собран один из самых больших урожаев зерновых за последние годы.
Оценка измерения тарифной нагрузки на грузоотправителей при увеличении тарифов
на экспортные перевозки грузов в рамках тарифного коридора на 13,45%
"Гудок" №234 от 29.12.2014 |