С этого года тариф РЖД на все грузоперевозки вырос на 10%, но перевозка любых экспортных грузов подорожает еще на 13,4%, следует из протокола заседания правления РЖД, опубликованного на ее сайте. Это решение вступит в силу 19 января.
Это максимально возможное повышение: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает наряду с тарифом предельно допустимое отклонение от него. Это может быть как надбавка, так и скидка — поэтому решение РЖД будет менее чувствительным для тех, кто сейчас перевозит грузы с предельной надбавкой, и более чувствительным для тех, кто пользуется скидкой. РЖД не раскрывает всю информацию о скидках и надбавках. С августа с максимальной надбавкой к тарифу перевозятся на экспорт нефть и нефтепродукты, до конца декабря со скидкой 11,8% перевозилось на экспорт зерно.
Представитель РЖД объясняет решение компании девальвацией рубля — на 70% по отношению к доллару: рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт. Поэтому затраты экспортеров на транспортировку грузов (см. график) даже при дополнительной индексации на 13,4% не превысят уровня 2014 г., уверен он, оценивая рост экспортных перевозок в 2014 г. в 4,4%.
Повышение стоимости всех экспортных перевозок на 13,4% — прямое злоупотребление монопольным положением со стороны РЖД, возражает сотрудник компании-грузоотправителя. Правила применения тарифного коридора предполагают повышение стоимости перевозки только при резком росте мировых цен на перевозимые товары, но его нет. Собеседник «Ведомостей» рассчитывает, что решение о повышении тарифа будет отменено.
Представитель ФСТ говорит, что монополия пока не уведомляла службу о решении повысить стоимость экспортных перевозок.
Представители горно-металлургических компаний «Металлоинвест» (42% выручки получает за рубежом — $3,5 млрд за первое полугодие 2014 г.) и «Мечел» (52%, или $2,6 млрд за девять месяцев 2014 г.) отказались комментировать повышение тарифов РЖД. Представитель UC Rusal (большую часть выручки получает с продажи алюминия за рубежом) вчера был недоступен для журналистов. Сейчас курс рубля так скачет, что определить влияние тарифа РЖД на рентабельность невозможно, говорит сотрудник еще одного экспортера.
Увеличение со стороны РЖД тарифной нагрузки на грузоотправителей ударит и по операторам, так как сильно ограничит их возможность повышения своего тарифа — «вагонной» составляющей, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: компании уже заложили в бюджетах расходы на перевозку своих грузов исходя из повышения тарифа РЖД на 10%, уточняет он. Зато РЖД может заработать 40 млрд руб. дополнительно, добавляет эксперт. Представитель РЖД не ответил, сколько рассчитывает получить монополия от дополнительного повышения тарифа. «Ведомости» №1 от 12.01.2015 |