Герман Греф, автор президентской программы Владимира Путина образца 2000-х гг, предложил создать при правительстве новый орган — для управления реформами
Герман Греф, президент Сбербанка:
«У нас немыслимые общественные издержки в области госуправления. Если мы посчитаем издержки на единицу эффективности, они будут гигантскими, и в эту гигантскую мельницу неэффективности сколько угодно не заправляй зерна, муки не получишь».
«5 трлн рублей тратится на федеральные целевые программы. Давайте открыто спросим, чего эти программы за последние 5 лет достигли? В этом-то ключевая проблема. Если будет понятно, что у нас механизм работает как часы, да не жалко ничего, я сам готов личных налогов платить больше».
В пятницу, 13 февраля, в Ново-Огареве президент Путин собрал высших экономических чиновников и руководство ЦБ — чтобы антикризисный план «не только остался бы на бумаге».
Разговор шел не столько об антикризисных мерах, сколько о программе структурных реформ, сообщил участвовавший в совещании бывший министр финансов Алексей Кудрин. Крупную реформу госуправления предложил президент Сбербанка Герман Греф, рассказали «Ведомостям» два участника встречи. Решений не принималось, но реакция Путина на предложения Грефа была «очень серьезная», говорит Кудрин. У Грефа было несколько интересных идей, скорее всего правительство и Кремль продолжат их обсуждать, полагает высокопоставленный чиновник.
Греф отказался обсуждать свои предложения. В плане несколько идей, одна из них — создать в правительстве центр управления изменениями, который займется реформами, рассказывают два участника встречи и человек, знакомый с ее итогами: постоянно действующий орган, выведенный из-под министерств и замкнутый на председателя правительства. Министерства загружены текущей работой и не могут заниматься реформами, наоборот, сопротивляются им, объясняет один из чиновников.
Греф неоднократно критиковал правительство, считая нынешний кризис кризисом госуправления. На совещании Греф также предложил вернуться к проектно-целевой модели госуправления, рассказывает участник встречи: ставится задача и подбираются инструменты ее реализации; сейчас преобладает ситуативная модель управления, по поручениям. Греф предложил несколько способов, продолжает он: сократить количество поручений, создать новую систему мотивации в министерствах, коэффициенты эффективности чиновников и новые методы подбора кадров.
Звучали разные предложения по реформе госуправления, в том числе и такие, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Решений не принималось, это было совещание с экспертами».
Проходят разные встречи президента и премьера с экспертами, какие идеи будут одобрены, не ясно, комментирует пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.
Центр стратегических разработок (ЦСР), которым руководил Греф, готовил для Путина программу реформ в начале 2000-х.
«Теоретически роль следящего за реформами должен играть премьер, но у правительства сейчас роль почтового ящика, который все предложения и развилки министерств перенаправляет в Кремль», — говорит чиновник администрации президента. Все больше идет сдвиг в сторону ситуативной модели управления, констатирует участник встречи: чиновники стратегией не занимаются, загружены выполнением многочисленных поручений. Нельзя сказать, что все нынешнее госуправление ситуативное, возражает один из участников встречи у Путина: есть госпрограммы, есть цели, но они не координируются между собой.
Многие чиновники согласны, что существующая система неэффективна. При наличии проблемы сразу дается поручение, не всегда при исполнении это носит продуманный, системный характер, а в сжатые сроки еще и качество может страдать, признавал в конце 2014 года в интервью «Ведомостям» министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Антикризисный план был утвержден 27 января, а уже к 29 января было поручено подсчитать расходы на мероприятия плана в I квартале — даже обсудить это с участием заинтересованных ведомств за такой срок невозможно, говорит чиновник финансово-экономического блока: «Никто не общается, каждый сидит в своем уголке и что-то там пишет».
«Деловая Россия» предлагала создать администрацию развития, которая бы забрала у министерств часть функций по подготовке законопроектов, рассказывает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Но у структуры должен быть сильный общественный совет, иначе может стать еще хуже, предупреждает Данилов-Данильян: «У бизнеса как-никак налажено сейчас общение с министерствами, а новая структура с большими полномочиями может доминировать и не слушать бизнес».
Реформы, которые готовил когда-то Греф, уходили в правительство, многие потонули там, вспоминает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин, один из соавторов программы Грефа и член совета ЦСР. Новая структура принесет пользу, если обеспечит контроль за исполнением реформ, советует он: будет указывать президенту, если срывается график, кто и почему в этом виноват. Но для этого центр управления должен быть вне правительства и подчиняться не премьеру, а напрямую президенту, считает директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков, работавший в ЦСР.
«Если даже создать новый госорган, нынешнее правительство по волшебству не превратится в правительство Путина первого срока, в котором Греф реализовывал свою программу реформ», — скептичен бывший федеральный чиновник, принимавший участие в разработке реформ 2000-х. Для реформ нужна политическая воля единственного человека — тогда у Путина она была, а в его окружении было больше людей, которые двигали реформы, вспоминает он. Ждать многого не стоит: план Грефа образца 2000-х гг. не выполнен не потому, что его кто-то заволокитил, а потому, что политику начали определять другие силы, констатирует Вьюгин.
«Ведомости» №26 от 16.02.2015 |