Представители крупнейших торговых сетей и производителей соберутся в среду в резиденции Дмитрия Медведева в подмосковных Горках. Премьер попробует примирить вечных спорщиков, обвиняющих друг друга в росте цен на продукты.
Лишний маркетинг
Как стало известно РБК, примерно к 13 часам в Горки-9 съедутся президент группы «Дикси», председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Якубсон, основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий, предправления Союзмолока Андрей Даниленко, руководитель исполкома Национального мясного союза Сергей Юшин, вице-президент холдинга Roust и представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев, а также чиновники из Минсельхоза, Минпромторга и Минэкономразвития.
Противостояние между торговыми сетями и поставщиками достигло точки кипения, и в среду, 11 марта, вопросы «кто виноват» и «что делать» будут вынесены на рассмотрение премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщили источник в правительстве и источники, близкие к участникам совещания «О взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности».
Собеседники РБК уточнили, что во вторник владельцы магазинов и собственники предприятий-поставщиков еще раз попытались найти компромисс перед визитом к премьеру – в рамках заседания Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС). Удалось договориться по многим вопросам, но проблема фальш-маркетинга так и не решена, утверждает сотрудник одной из компаний: никто не может запретить сетям оказывать производителю дорогостоящие маркетинговые услуги, например продавать исследования рынка, разрабатывать промо-акции и т.д. Председатель МЭС и глава комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребрынка Александр Борисов утверждает, что «был достигнут консенсус по всем вопросам».
По информации одного из участников совещания в Горках, Медведев заслушает аргументы сторон и предложит бизнесменам самим договориться в течение полугода, если они не сумеют – будет дан ход поправкам в закон «О торговле», внесенным в Госудуму в январе группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. «Если бизнес не сможет самостоятельно разрешить потиворечия, значит, бизнес глуп, и именно он станет виновником вмешательства в рынок государства», – категоричен Юшин. По его мнению, такое вмешательство не выгодно ни одной из сторон: «Изменения правил выплаты бонусов означают, что поставщикам и ретейлерам придется заново заключать все договора, пересматривать цены на полках, адаптировать IT-инфраструктуру и так далее».
Из-за кого все дорожает
Цены на продукты питания в России в 2014 году, по данным Росстата, выросли на 16,7%, за январь-февраль и первые два дня марта 2015-го – еще примерно на 6%.
Генпрокуратура инициировала проверку крупнейших розничных сетей по всей стране: она прошла 20–23 января и завершилась сотнями дел об административных правонарушениях, только в Москве было возбуждено 418 дел.
После проверки многие ретейлеры объявили о заморозке цен на 20 социально значимых товаров сроком на два месяца, но вины своей не признали.
«Рост оптовых цен [то есть цен от поставщиков] опережает рост цены на полках», – объяснял представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов.
Представители отраслевых союзов поставщиков, напротив, утверждали, что взлет цен обусловлен ценообразованием именно в магазинах. «Любой производитель, зная, что ему предстоит отдать сети 50% стоимости товара, вынужден заранее на эти 50% поднять цену. Поэтому стоимость практически всех пищевых продуктов для потребителей в стране завышена на 20–50%, – утверждается в записке, которую СПАП в среду представит Медведеву. – В результате искусственно разгоняется инфляция, а Россия продолжает оставаться страной рекордно высоких цен. В сетях нет качественных и доступных для населения товаров, так как производители массовых недорогих продуктов не могут работать в убыток (с учетом дополнительных выплат сетям)».
Законопроект Яровой
Поправки от Ирины Яровой и ее коллег предусматривают снижение размера разрешенного законом «О торговле» ретро-бонуса (премии за объем продаж, выплачиваемой поставщиками) с 10% до 3% от суммы поставки. Также запрещаются любые дополнительные выплаты сетям со стороны поставщиков, в том числе за право поставки в сети и открываемые магазины, за листинг и делистинг, за утрату и повреждение товаров, за возмещение других расходов (кроме регресса за поставки некачественной продукции). Отсрочка платежей поставщикам сокращается с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней – за товар со сроком хранения до 1 месяца, с 45 до 35 дней – за товары длительного хранения. В КоАП предлагается ввести новый раздел, предусматривающий наложение штрафов на сети от 2 до 5 млн руб. за создание дискриминационных условий поставщикам, за создание препятствий поставщикам, за нарушения порядка ценообразования, за навязывание условий, запрещенных законом.
В качестве альтернативы этому законопроекту АКОРТ предложила закрепить в законе «О торговле» положения Кодекса добросовестных практик ретейла – подписанного в рамках саморегулирования «джентльменского соглашения» между сетями и поставщиками, регламентирующего порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций. В отношении маркетинговых акций кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчетности со стороны сети о подобных мероприятиях. Подобные поправки в закон в ходе прошедшего в начале марта совещания поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
В пресс-службе Минэкономразвития РБК заявили, что «внедрение добросовестных практик может стать эффективной альтернативой государственного регулирования отрасли, в том числе при решении вопросов взаимоотношения поставщиков товаров и торговых сетей». При этом сокращение срока оплаты продовольственных товаров не поддержано, отметил представитель министерства.
Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что Минпромторг «настроен на продуктивное взаимодействие с комитетом, возглавляемым Ириной Яровой», но «не стал бы на весь торговый бизнес вешать ярмо «спекулянты».
По словам заместителя председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, многие крупные сети уже научились работать без фальш-маркетинга, но подобные случаи все еще распространены. «Если проблема не будет решена, то мы не видим иного пути уйти от нее, кроме как запретить любой маркетинг за исключением маркетинга, осуществляемого через механизм предоставления скидок в рамках договора поставки, – говорит Леонов. – Если заболевание вовремя не вылечить, то придется что-то ампутировать».
РБК Daily от 11.03.2015 |