В Российском зерновом союзе (РЗС) вчера предупредили: если введенная в феврале экспортная пошлина на пшеницу сохранится, это уменьшит желание сельхозпроизводителей наращивать производство зерна. Правда, что бы сейчас ни выбрало правительство – отмену или сохранение пошлины, – любое из этих действий повлечет за собой рост цен на зерно, а следовательно, и на некоторые продукты питания. Отмена пошлины даст аграриям возможность продавать зерно за рубеж по выгодным ценам, но вызовет дефицит на внутреннем рынке. Если пошлину сохранят – аграрии грозят сокращением производства, что также чревато снижением предложения на рынке.
Российские аграрии выступают за скорейшую отмену экспортных ограничений, действующих с 1 февраля по 30 июня 2015 года.
Как сообщил 31 марта 2015 года Интерфакс, РЗС направил на имя главы правительства Дмитрия Медведева письмо, в котором говорится, что сейчас ситуация существенно изменилась. «Курс рубля фактически стабилизировался, масштабы экспорта пшеницы сократились и удерживаются на уровне исполнения ранее заключенных контрактов, внутренний рынок полностью обеспечен необходимыми ресурсами зерна, цены на зерновые товары стабильно снижаются», – указано в письме.
Согласно оценке РЗС, в результате действия экспортной пошлины излишки зерна на рынке к концу этого сельхозгода, то есть к 30 июня, могут превысить 5 млн тонн. Большая их часть при этом будет сосредоточена в экспортноориентированном Южном федеральном округе. «Частично эти излишки могут быть стерилизованы закупкой в Интервенционный фонд, однако масштабы возможных закупок не позволят стерилизовать рынок должным образом», – поясняется в обращении.
В результате, прогнозируют в Зерновом союзе, несмотря на возможное «прогрессирующее снижение внутренних цен» в непростых макроэкономических условиях и при низкой доступности кредитных ресурсов это может означать лишь одно – «снижение стимулов сельхозпроизводителей к наращиванию производства зерновых».
Отмена же пошлины и реализация накопившихся на юге страны излишков пшеницы, по мнению специалистов РЗС, наоборот, могла бы позволить сельхозпроизводителям не только оперативно получить средства, необходимые для проведения сезонных полевых работ, но и дать возможность заключать контракты на поставки зерна нового урожая.
Напомним, в результате прошлогоднего обвала рубля российским аграриям стало намного выгоднее экспортировать зерно за рубеж, чем продавать его внутри страны. Из-за этого в стране начала дорожать пшеница, цены на которую устремились к рублевому эквиваленту мировых котировок. Правительство попыталось переломить эту тенденцию введением с 1 февраля экспортной пошлины на пшеницу в размере 15% таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну.
Однако власти, похоже, добились обратного эффекта: пшеница начала дорожать на мировых биржах, а российские аграрии пообещали припрятать урожай до лучших времен. «В сегодняшних условиях ограничение экспорта зерна будет означать лишение сельхозпроизводителей последнего и единственного источника финансирования будущих работ», – говорили тогда представители РЗС. Единственным источником доходов экспорт, по словам аграриев, стал после того, как Центробанк резко поднял ключевую ставку.
И аграрии тогда прямо предупреждали, что закрытие границ для экспортеров не повлечет за собой роста предложения на внутреннем рынке и последующего снижения цен. Наоборот, производители зерна вполне способны создать искусственный дефицит в ожидании лучших времен. А значит, и главная цель правительства – недопущение роста цен на такой социально значимый продукт питания, как хлеб, – не будет достигнута.
Да и в самом правительстве, похоже, также сомневались в эффективности ограничительных мер. Еще в январе вице-премьер Аркадий Дворкович прямо указывал, что мука и хлеб будут дорожать, даже несмотря на пошлины. «Экспортные пошлины на зерно уже заработали, и цены на зерно потихоньку пошли вниз. Мы ожидаем дальнейшего снижения еще примерно на сумму от 50 копеек до 1,5 рублей (за килограмм). При этом стоит ожидать, что цены на муку, цены на хлеб в ближайшие месяцы могут продолжить расти», – предупреждал Дворкович.
В понедельник Минсельхоз сообщил, что с 1 февраля по 25 марта 2015 года экспорт пшеницы из России снизился до 882 тыс. тонн с 1,7 млн тонн за соответствующий период прошлого года. То есть почти в два раза. Однако одновременно с этим серьезно вырос экспорт других злаковых культур, пошлины на которые не были установлены. Так, с 1 февраля экспорт ячменя вырос в 12 раз, сообщили в Минсельхозе со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы.
Несмотря на ограничения экспорта пшеницы, ее стоимость на внутреннем рынке продолжает увеличиваться. Об этом свидетельствуют данные Минэкономразвития (МЭР). В частности, в феврале российские сельхозпроизводители повысили цены на пшеницу на 10% по сравнению с январем, говорится в мониторинге МЭР. «В секторе сельского хозяйства в феврале продолжился рост цен на продукцию растениеводства вследствие ориентации сельхозпроизводителей на мировые цены. При введении экспортных пошлин на пшеницу с февраля 2015 года цены сельхозпроизводителей все еще росли – до 9600 рублей за тонну с 8700 рублей за тонну в январе», – отмечается в материалах ведомства.
Вопрос отмены или уменьшения экспортной пошлины пока не рассматривался в Минсельхозе России, пояснили вчера «НГ» в пресс-службе министерства. В то же время, по мнению экспертов «НГ», правительству вряд ли стоит сейчас идти на послабления для производителей зерна. «Зерновой союз – это организация, действующая в интересах отрасли, и вполне логично, что, как только курс валюты по отношению к рублю начал минимально стабилизироваться, она сразу же заявила о необходимости снижать экспортные пошлины», – поясняет директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. По его словам, логика действий РЗС вполне очевидна, ведь стоимость российской валюты по-прежнему довольно низка, и экспортноориентированные производители хотят получить максимальную выгоду от работы на внешнем рынке.
«Зерно – биржевой товар, котируемый в долларах. Спрос на дешевое российское зерно на мировом рынке будет очень высок. А так как за последний год рубль ослаб почти в два раза к доллару, неограниченный пошлинами экспорт зерна приведет к скачку цен на зерно и продукты на его основе на внутреннем рынке из-за сокращения предложения», – считает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
Скептически оценивают эксперты и заявления аграриев о возможном сокращении объемов производства. «Рынок зерна инерционен, урожайность – плохо прогнозируемый фактор. Влияние же таких краткосрочных по меркам данного рынка факторов, как временная пошлина, несущественно», – замечает Дмитрий Лепешкин. «Независимая газета» от 01.04.2015 |