ПОЧЕМУ ТОННЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ХЛЕБА РЕГУЛЯРНО ОТПРАВЛЯЮТ НА СВАЛКУ И НА КОРМ СКОТУ
Высокие цены на сырье, сложные отношения с торговыми сетями, устаревшее оборудование — вот лишь краткий перечень трудностей, с которыми каждый день имеют дело хлебопекарные заводы Татарстана. Пути решения проблем искали в конце прошлой недели в Казани, где прошла ежегодная встреча членов союза хлебопроизводителей РТ.
ХЛЕБОПЕКИ ТОЖЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЗАГРАНИЦЫ
Ежегодно производители хлебобулочных и кондитерских изделий РТ встречаются для обсуждения насущных вопросов, эту традицию когда-то заложил Председатель правления Союза хлебопроизводителей Республики Татарстан Ильдар Никифоров. Согласно традиции, эти форумы каждый раз проходят каждый раз на новом месте. На этот раз гостей принимал ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (БКК). Заводу всего 30 лет - он самый молодой среди республиканских «коллег». Но, несмотря на это, успел стать «Лидером качества Татарстана» (2011 год) и отметиться международными достижениями. Генеральный директор «БКК» Булат Кутдусов провел хлебопеков по цехам, рассказывая об особенностях завода и всякого рода новшествах.
«У нас магнитная система пропусков, которая имеет определенные уровни доступа, - отметил он. - Это значит, что сотрудники хлебобулочного цеха не могут попасть в кондитерский, и наоборот. Более того, мы можем отследить перемещение каждого сотрудника… На производстве постепенно ведем реконструкцию. У нас уже три новых линии, наша гордость - система равномерного охлаждения хлеба. В Татарстане такой ни у кого нет». Несмотря на внушительное количество кондиционеров в цехах, рядом с печами было жарко, еще жарче стало, когда все участники форума собрались за столом переговоров. Количество трудностей, с которыми столкнулась отрасль за последнее время, ставит её в экстремальные условия.
«Негативные тенденции не ослабевают и накапливают свою массу, которая неизбежно станет критической в определенный момент, - первым взял слово Никифоров. - Рост цен на сырье и тарифы энергоносителей приводят к росту стоимости продукции хлебозаводов. Для предприятий хлебопекарной промышленности эта проблема ощущается особо остро, поскольку имеет высокую социальную значимость. Решение требует комплексного, системного подхода, сбалансированного учета интересов и производителей, и потребителей, и торговли, и государства». «По предварительным итогам учета производства хлебобулочных изделий в России в 2014 году можно отметить снижение объемов производимой продукции, - отметил в программном докладе встречи исполнительный директор Союза хлебопроизводителей РТ Дмитрий Савинов. - В целом, в последнее десятилетие выпуск хлеба в стране сокращается ежегодно в среднем на 1,8 процента. Это связано, в том числе, и с объективными факторами - расширением перечня продуктов, которые постепенно занимают в структуре потребления долю, традиционно принадлежавшую хлебу. Современный россиянин потребляет в среднем около 100 килограммов хлебопродуктов в год, причем самыми популярными видами продукции остаются хлеб ржано-пшеничный и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта, на долю которых приходится около 80 процентов совокупного объема рынка. Но, в то же время, в соответствии с требованиями государственной целевой и региональных программ развития отрасли, происходит обновление ассортимента, увеличивается выработка изделий специального, функционального и диетического назначения… В 2014 году развитие хлебопекарной промышленности в России сдерживалось рядом объективных и субъективных факторов. Рост курса иностранных валют привел к резкому повышению цен на сырье и материалы. Мука подорожала от 10 до 16 процентов в зависимости от сорта, еще значительнее подорожало другое сырье и материалы: дрожжи - на 32 процента, масло растительное – на 30, сахарный песок – на 70, маргарин – на 30, упаковочные материалы – более, чем на 50 процентов. С ростом цен на сырье у предприятий образовалась нехватка оборотных средств, пополнить которые стало почти невозможно в связи с повышением ключевой ставки Центробанком. Увеличивается кредиторская задолженность, не исполняются условия договоров по оплате за поставленное сырье. Уже довольно давно хлебопекарные предприятия республики работают почти на нулевой рентабельности, а производство социальных хлебов глубоко убыточно. Модернизация производства, о которой много говорилось в федеральной отраслевой программе, стала почти невозможной, так как поставки нового хлебопекарного оборудования производились из-за рубежа. Кроме того, финансовое состояние хлебопекарных предприятий в очень большой мере зависит от взаимоотношений с торговыми сетями».
ДОЛЯ ВОЗВРАЩАЕМОГО ХЛЕБА ДОСТИГАЕТ 20 ПРОЦЕНТОВ
«В настоящее время сложилась негативная практика возврата крупными сетевыми торговыми компаниями нереализованной продукции поставщику, - продолжил Савинов. - Торговые сети подают максимальные заявки на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, хлебозаводы вынуждены исполнять эти заявки под угрозой огромных штрафов, и впоследствии принимать обратно всю нереализованную продукцию по цене закупки. При этом ритейлеры не несут никакой финансовой ответственности за объемы заказов, а хлебопекарные предприятия оказываются не в состоянии переработать большие объемы возвратов и терпят колоссальные убытки, отправляя на корм скоту и на свалку высококачественный хлеб. Доля возвращаемого хлеба в настоящее время составляет 8-10 процентов, а в отдельные периоды достигает и 20-ти. Зерновой баланс страны ежегодно теряет около 3 миллионов тонн пшеницы и ржи только за счет возврата производителю нереализованной хлебобулочной продукции. Отрасли это обходится в 30 миллиардов рублей в год, не говоря уже о потраченном впустую труде сельхозпроизводителей и пекарей. Еще около 50 миллиардов хлебопекарные предприятия теряют на выплате сетевым ритейлерам так называемых бонусов – процентов от оборота под видом различных маркетинговых услуг. Этот вопрос должен решаться на уровне правительства и министерства сельского хозяйства, необходимо внести изменения в соответствующие регулирующие и надзорные акты с тем, чтобы оптимизировать количество закупаемого хлеба и снизить объемы утилизации. Проблемы во взаимоотношениях с ритейлерами, пожалуй, самая актуальная проблема для хлебопеков».
Коллеги поддержали выводы Савинова. В частности, генеральный директор БКК отметил, что проблема возвратов и бонусов по хлебам вынесена на федеральный уровень: «Поскольку я - член правления российского союза пекарей, могу с уверенностью заявить, что о нашей проблеме известно Владимиру Путину. В начале апреля, благодаря усилиям нового президента союза пекарей России Валерия Чешинского, было составлено письмо президенту России, в котором мы акцентировали внимание главы государства на том, что необходимо запретить возврат социальных хлебов и исключить маркетинговые бонусы на социальные хлеба. Очень надеюсь, что к нашей проблеме будет проявлено должное внимание». Бизнес Он-Лайн от 21.04.2015 |