Информация о продаже права аренды 3,1 га земли под строительство порта на берегу Темрюкского залива размещена на сайте Российского аукционного дома. Начальная цена лота – 65 млн руб., ежегодная арендная плата – 250 000 руб., торги пройдут 30 июня.
Кубанское речное пароходство (КубРП, входит в ГК «Азово-Донское пароходство», АДП) приобрело право аренды участка у Темрюкского городского поселения в 2007 г. на 49 лет и планировало построить портовый комплекс с объемом перевалки 4,5 млн т грузов в год, подтвердила в четверг «Ведомостям» пресс-служба АДП. В ранних сообщениях компания указывала инвестиции – $45 млн и специализацию: генеральные и сыпучие грузы, зерно.
Пароходство не стало строить порт из-за отказа районных властей от обязательств по подъездной инфраструктуре, следует из ответа АДП.
В марте 2014 г. КубРП обращалось в Арбитражный суд Краснодарского края, требуя с администрации Темрюкского района 35,6 млн руб. убытков, связанных с изготовлением проектной документации (информация о деле есть в картотеке на сайте суда). Пароходство утверждало, что местные власти не согласовывают выделение земли для подъездных путей.
Грузооборот бассейна
Порты Азово-Черноморского бассейна (их семь, из них три в Темрюкском районе – Кавказ, Темрюк, Тамань) в 2014 г. увеличили перевалку грузов от 2,5% (Темрюк) до 28,6% (Кавказ), общий объем перевалки достиг 176,4 млн т, из которых 121,5 млн т приходится на Новороссийск (данные InfraNews).
За три года после подписания в 2009 г. инвестиционного соглашения о строительстве порта КубРП согласовало проект во всех инстанциях Краснодарского края, следует из судебных документов. Для прокладки подъездных путей муниципалитет согласился вывести из эксплуатации три биопруда очистных сооружений, если инвестор разработает проект сооружений доочистки, компенсирующих их отсутствие, видно из материалов дела. Пароходство потребовало подписать инвестсоглашение о реконструкции очистных сооружений и оформлении прав на землю под прудами за КубРП. Райадминистрация за два года не рассмотрела референц-листы компаний, предложивших инновационную систему очистки стоков, указывает истец.
Краевой арбитражный суд и апелляция отказали пароходству в удовлетворении иска, поскольку с районом не было подписано инвестсоглашение по очистным сооружениям, которое обязывало бы его к каким-либо действиям.
«С 2009 г. инвестор постоянно что-то менял в проекте <...> выдвигал условия, а к проекту не приступал», – настаивает начальник пресс-службы администрации района Виктория Кистанова.
Город Темрюк не устраивала предлагавшаяся установка обеззараживания, которая не сертифицирована в России, но инвестору предлагался вариант, когда подъездные пути не проходили бы через пруды, утверждает чиновник администрации района.
«Мы продаем проект с просрочкой экологической экспертизы, но зато со всеми техусловиями. Территория под порт имеет преимущества: находится на выходе из портового канала, почти в открытом море, где большие глубины, – поэтому не нужны большие затраты по дноуглублению», – говорит заместитель гендиректора АДП Михаил Золотарев.
«В Азово-Донском бассейне достаточно мощностей на тот объем грузов, что есть на рынке, какое-либо строительство сейчас неоправданно», – считает владелец Ростовского порта Борис Грызлов. «3,1 га – это очень маленький участок для порта, если учесть отсутствие железной дороги, то тут сразу накладывается масса ограничений. Технически перевалить 2 млн или 4,5 млн т грузов невозможно, это фантастические цифры», – говорит бывший топ-менеджер одной из стивидорных компаний бассейна.
«За счет выносных терминалов, гидротехнических сооружений мы могли иметь еще 7 га. Тогда можно было переваливать 4,5 млн т, – парирует Золотарев. – Мы планировали оттянуть в Темрюк часть грузов, которые сейчас переваливают в украинских портах. Мы не скрываем и минусов проекта, но у нас есть договор аренды с щадящей ежегодной платой». «Ведомости» №3837 от 25.05.2015 |