Ритейлеры могут получить полгода отсрочки на вступление в силу резонансных поправок в закон "О торговле", разработанных группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой и недавно одобренных Госдумой в первом чтении. Минпромторг предлагает установить 180 дней переходного периода. С учетом того что поправки, скорее всего, будут приняты лишь осенью, ритейлеры получат не только минимум девять месяцев, чтобы приспособиться к новым требованиям закона, но и возможность взимать бонусы с поставщиков в привычных объемах.
На вступление в силу поправок в закон "О торговле", разработанных группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой, может быть установлен переходный период. Такое предложение выдвинул директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Денис Пак в пятницу на заседании рабочей группы по обсуждению поправок в Госдуме, рассказали три участника встречи. По их словам, переходный период составит 180 дней с момента публикации поправок в "Российской газете". В целом же, говорят участники встречи, министерство поддержало законопроект.
Законопроект с поправками, снижающими общий размер бонусов для ритейлеров до 3% (сейчас только премия за объем закупки составляет 10%), а также серьезно сокращающими сроки оплаты поставленных в сети товаров, был принят Госдумой в первом чтении 19 мая. До 19 июня комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству будет собирать предложения по доработке законопроекта ко второму чтению. Но источник издания в Госдуме сомневается, что законопроект будет принят весной. "Нет политической воли правительства принимать законопроект Яровой максимально оперативно",— объясняет собеседник. В частности, законопроект депутатов и сенаторов был раскритикован ФАС.
Омбудсмен по торговле и председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко уверен, что переходный период в случае принятия обсуждаемых изменений необходим: "Перестройка существующей договорной системы требует много сил и времени, но при большом желании уложиться в 180 дней реально". Также необходимо законодательно закрепить саморегулирование отрасли и институт третейского суда, ведь в законе невозможно учесть все нюансы, добавляет омбудсмен.
"Полгода — оптимальный срок, за который поставщики и ритейлеры смогут оптимизировать работу в новых условиях и в рамках институтов саморегулирования согласовать все детали, в том числе прописать порядок проведения промомероприятий через предоставление скидки",— соглашается директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. По его мнению, целесообразно вносить изменения в работу уже после принятия законопроекта в третьем чтении. Представитель сети Metro Cash & Carry Оксана Токарева признает, что 180 дней — очень гуманный срок: "Если принятый закон будет кардинально менять существующую систему или немного ее корректировать, предложенного переходного периода должно хватить". Госпожа Токарева напоминает, что в 2010 году, когда был принят закон "О торговле", участникам рынка также давали 180 дней для выстраивания работы по новым правилам. Для обновления договорной системы хватило бы и 90 дней, возражает один из крупных поставщиков, принимавших участие в пятничном обсуждении поправок в Госдуме.
Минпромторг сосредоточится на позитивных поправках, дополняющих депутатский законопроект, а именно на поправках про мобильную и нестационарную торговлю, что будет полностью соответствовать новой Стратегии развития торговли, принятой министерством в декабре 2014 года, говорит статс-секретарь замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Важно, чтобы весь комплекс поправок был принят одновременно, тогда законодатель и отрегулирует крупный сегмент (взаимоотношения сетей и производителей), и облегчит ведение малого торгового бизнеса, добавляет он. "Комплексный подход к законопроекту поддерживается основными союзами производителей и бизнес-ассоциаций, после согласований с министерствами и ФАС мы представим эти поправки депутатскому корпусу",— говорит господин Евтухов. "Коммерсантъ" №94 от 01.06.2015 |