Выручка финского подразделения Fazer в России – ОАО «Фацер» в 2014 г. увеличилась на 11% до 15,6 млрд руб., чистая прибыль – на 311% до 615 млн руб. по сравнению с прошлым годом, следует из опубликованного вчера годового отчета концерна. В валюте продажи за год снизились на 11,1% до 237,6 млн евро, сообщал концерн раньше. Общие продажи Fazer снизились на 3% до 1,64 млрд евро, операционная прибыль – на 11,6% до 43 млн евро. На российское подразделение пришлось 14% продаж концерна. «Фацер» отражает возвраты товаров и готовой продукции в составе коммерческих расходов вместо уменьшения выручки, в результате показатели выручки и коммерческих расходов за 2014 г. завышены на 1,4 млрд руб., сообщает его аудитор PwC.
Основной конкурент Fazer в Петербурге – ОАО «Каравай» увеличило выручку в 2014 г. на 19,4% до 7,5 млрд руб., прибыль – на 22,5% до 151 млн руб., сказано в его отчете. «Каравай» оценивает рост рынка хлебобулочных изделий в Петербурге до 10%. А свою долю на нем – в 32% (рост за год на 1 п. п.), группы компаний «Дарница» – в 15% (+1 п. п.), доля Fazer уменьшилась с 37 до 36%. По собственной оценке, Fazer занимает в сегменте современных розничных форматов в Москве 23% рынка, в Петербурге – 35%. Рентабельность продаж Fazer в 2014 г. выросла почти втрое до 3,9%.
На продажи Fazer сильнее всего повлияли падение потребления хлеба и снижение объемов производства индустриального хлеба в России. По данным Fazer, в 2014 г. цены на зерно выросли на 80%. Основными проблемами отрасли в отчете «Каравая» названы уровень возвратов непроданной продукции, размер бонусов и премий клиентам, демпинг по социальным сортам и частным маркам сетей, невозможность переноса роста издержек в цены на готовую продукцию.
Fazer в прошлом году сократил ассортиментный портфель на 4% и обновил дизайн 80% своей продукции. Оба хлебопека активно выпускали новинки в 2014 г., расширяли дистрибуторские сети и модернизировали производственные мощности, следует из их отчетов.
В сегменте хлебов с добавленной стоимостью у «Каравая» продажи выросли на 19% по сравнению с 2013 г., доля этой продукции в продажах Fazer увеличилась с 45 до 47%. Продажи Fazer замороженной продукции (пицца, тесто и др.) и полуфабрикатов выросли на 21 и 18% соответственно, шоколада Karl Fazer в натуральном выражении – на 31%. У «Каравая» наибольший рост пришелся на бублики (+74%), рулеты (+33%), торты (+93%). Через сетевую розницу «Каравай» реализует 74% своей продукции.
Fazer активно развивает поставки полуфабрикатов в пекарни и торговые сети, это очень перспективное направление, успешность концерна в 2015 г. будет зависеть в том числе от темпа развития его партнеров, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, у «Каравая» хороший ассортимент и набор хлебов для здоровья, другой сильный козырь холдинга – сотрудничество с малыми сетями.
«Ведомости» № 3843 от 02.06.2015 |