Институт индивидуального предпринимателя (ИП) может быть изменен уже осенью, сообщил уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов на встрече с представителями бизнес-сообщества Ростовской области (его слова приводит «Российская газета»). По мнению бизнес-омбудсмена, могут остаться только ИП без права найма, а все остальные – стать малыми предприятиями.
Это было общение с бизнесом, во время которого обсуждались проблемы индивидуальных предпринимателей, объяснил «Ведомостям» Титов, но от многих получили негативную реакцию, хотя обсуждение было чисто теоретическим.
Администрация президента вряд ли поддержит идею в такой форме, считает высокопоставленный чиновник, но можно было бы говорить об уменьшении количества работников, которых имеет право нанять ИП. Сейчас никаких ограничений нет, но слишком большое число работников увеличит налоговую нагрузку: при упрощенной системе налогообложения не должно быть более 100 сотрудников, при патентной системе – не может быть более 15.
Инициатива должна устранить возникшую путаницу, объясняет руководитель проектов «Деловой России» Анастасия Алехнович, многие ИП в действительности уже давно перестали быть индивидуальными: они нанимают множество сотрудников, выручка у некоторых – миллиарды рублей. «Деловая Россия» предлагает устранить ИП и ввести форму самозанятых, а для них еще больше упростить регистрацию и отчетность (регистрировать по паспорту, заявлению и оплаченному патенту), продолжает она, это позволит вывести из тени значительную часть самозанятых. По данным Алехнович, примерно 20 млн человек в России следует отнести к категории теневой занятости.
При переходе от ИП к ООО ничего не изменится, считает она, кроме того, что ИП несет ответственность всем своим имуществом, а ООО – только долей в уставном капитале. Если это самозанятые или ИП с наемными сотрудниками, они уже сдают отчетность, стоят на учете ФНС и это будет минимальная операция, говорит Алехнович.
Самозанятых, считает Алехнович, можно будет вывести из-под надзора, а штрафы для них привести в соответствие со штрафами для физических лиц.
Это поправки в законодательство, которые, возможно, будут внесены в Госдуму осенью, а сейчас работает межведомственная рабочая группа, в составе которой представители Минфина, Минтруда, Федеральной налоговой службы и общественных объединений, продолжает Алехнович, группа уже проанализировала предложения, участники дискуссии договорились идти по пути особого статуса ИП.
Представители ФНС, Минфина и Минтруда не ответили на запрос «Ведомостей».
В Госдуму пока не поступал такой законопроект, говорят депутаты. Концепция идеи понятна и вполне может быть поддержана, говорит председатель комитета по экономической политике Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»). «Самозанятые ИП, которые не нанимают людей, должны быть, но сейчас некоторые ИП выглядят покруче средних предприятий, а пользуются налоговыми льготами. Это полноценный бизнес, и такие ИП должны существовать на других условиях», – считает депутат.
«Было бы неправильным полностью отменять институт индивидуального предпринимателя, ИП около 4 млн, это затронет большое количество людей; среди них есть врачи, конструкторы, юристы – зачем им создавать предприятия? – говорит один из авторов закона о развитии малого и среднего предпринимательства и член профильного комитета в Госдуме Елена Панина («Единая Россия»). – Предприятие – это всегда дополнительная административная нагрузка». Другое дело, продолжает Панина, что неправильно, когда индивидуальный предприниматель имеет возможность нанимать до 100 работников, норма должна быть до 10.
Очередные изменения могут сократить численность ИП, как это недавно произошло при повышении страховых взносов, опасается член правления «Опоры России» Александр Свинин: «Их число и так постоянно сокращается. ИП – это люди в регионах, муниципалитетах, часто это небольшой бизнес и небогатые люди, которым придется обращаться за дополнительными юридическими консультациями». Свинин уверен, что с решением, которое может повлиять на судьбу 3 млн человек, не нужно торопиться.
Принципиальной разницы в налогообложении для ИП и ООО нет, говорит сотрудник ФНС, и ИП и ООО могут выбрать патент или единый налог на вмененный доход, есть только разница в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и разная степень ответственности, напоминает он. Были дискуссии, нужно ли самозанятым предпринимателям для получения патента приобретать статус ИП, но никаких решений не принято. Сейчас физическое лицо платит 13%-ный подоходный налог, а организации – 20%-ный налог на прибыль, если это общая система налогообложения, в принципе, ИП может уйти на упрощенную систему, рассказывает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.
С точки зрения выплаты работникам для ООО и ИП все одинаково, говорит он, но преимущество ИП в том, что если он заработал доход, то дивиденды ему распределять не нужно, он просто доход использует; ООО же нужно еще выплатить дивиденды акционерам.
ООО платит налог с прибыли или по упрощенной системе, а потом должно удержать еще 13% с выплаченных участникам дивидендов, объясняет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, а ИП не приходится дважды платить налог. Кроме того, физическое лицо не обязано вести вообще бухгалтерский учет, а ООО делать это обязано, напоминает Щекин.
Вклад ИП в экономику небольшой, говорит Александр Чепуренко из Высшей школы экономики, ежегодно вклад малого бизнеса составляет 18–20% ВВП, 3–4% из них обеспечивают ИП.
Если брать статистику, ИП – самый большой пласт малого бизнеса, говорит вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, цифры колеблются, но в целом индивидуальных предпринимателей в стране от 3 млн до 4 млн человек. По доле в общем числе субъектов МСП индивидуальные предприниматели составляют подавляющую часть, а по доле произведенной продукции, услуг, работ - гораздо меньшую, это самая распространенная и простая юридическая форма. Выйти из бизнеса индивидуалу очень просто, достаточно выйти из реестра, а из бизнеса юридической формы выйти гораздо сложнее, нужно со всеми расплатиться, на ликвидацию юридического лица может уйти до полугода, говорит Буев, поэтому форма ИП более востребована.
С точки зрения социальной политики ИП играет огромную роль: это население, которое самостоятельно обеспечивает себя, кроме того, ИП обеспечивают занятость населения, считает Чепуренко, ничего не прося для этого у государства. В целом типичному гражданину проще быть ИП, чем ООО, и превращение их в юридическое лицо – путь в никуда, уверен Чепуренко. Если ИП лишат возможности набирать сотрудников, скорее всего они переведут их на договоры гражданско-правового характера, т. е. наемных сотрудников переведут в статус индивидуальных предпринимателей, предполагает Буев. Если предпринимателей будут загонять в какие-то новые рамки, заставлять их дополнительно регистрировать бизнес, важнейший сегмент может просто перестать существовать, заключает он.
«Ведомости» №3848 от 09.06.2015 |