Федеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД) может передать РЖД в управление все свои вагоны, рассказали три источника, близкие к компаниям. По их данным, такое решение было принято на совещании в РЖД 9 июня. РЖД в лице Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) станет агентом ФГК, которому ФГК будет платить комиссию за управление парком, поясняет один из них, не раскрывая размер комиссии. При этом РЖД и ФГК договорились, что РЖД не будет платить штраф, если технологические и финансовые показатели «дочки» монополии не улучшатся, говорит другой собеседник.
По данным одного из них, вагоны могут быть переданы уже с 1 июля. Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.
У ФГК 163 000 полувагонов, 23 000 крытых вагонов, 12 000 платформ и 5000 цистерн. Грузоотправители опасаются, что передача парка ФГК в аренду РЖД приведет к росту стоимости перевозки грузов, говорит сотрудник одной из компаний-грузоотправителей.
Это ответственное и одновременно рискованное решение, говорит советник председателя совета директоров «Северстали» Сергей Нарышкин. «Управляя вагонами своей «дочки», РЖД рассчитывает повысить ее рентабельность. Но это может и не получиться, а убытки ФГК растворятся в общих расходах РЖД. А их рост покрывается тарифом. Но думаю, что прибавка будет незначительной», – отмечает он.
РЖД будет ограничивать конкуренцию на рынке, уверен один из собеседников «Ведомостей». Многие операторы, особенно мелкие, будут вынуждены уйти с рынка, полагает он. Сотрудник ФАС заявил, что служба пока не знакома с деталями договоренностей РЖД и ФГК. Представитель ФАС на вопросы не ответил.
Идею передачи парка полувагонов ФГК в РЖД монополия и ее «дочка» обсуждают несколько месяцев. Ранее ФГК планировала передать РЖД вагоны в аренду по ставке 626 руб. за вагон в сутки (рыночная ставка – 400 руб. за вагон в сутки). Это помогло бы оператору нарастить в этом году выручку на 7% до 53,1 млрд руб. Но стать прибыльной это бы ФГК не помогло – ее убыток мог составить 2 млрд руб. (по итогам 2014 г. убыток компании по РСБУ – 3,6 млрд руб.). Но от варианта с арендой вагонов ФГК РЖД отказалась.
В начале июня гендиректор ФГК рассказывал другую схему консолидации: передачу их в «банк вагонов». Должна быть создана отдельная компания, которой бы операторы сдавали в аренду вагоны по ставке 400 руб. за вагон в сутки. У этой компании должно сосредоточиться 300 000 вагонов – столько же, сколько составляет профицит парка на сети (25% всех вагонов). Операторы, сдающие вагоны в «банк», не могли бы арендовать их ни у кого, кроме «банка». Брать в аренду у «банка» вагоны могла бы и РЖД. Ставка, по которой операторы и РЖД могли бы брать вагоны в аренду, – 600 руб. за вагон в сутки.
«Ведомости» №3856 от 22.06.2015 |