Для этого ОЗК необходимо 52 млрд рублей
В распоряжении «Ведомостей» оказалась Долгосрочная программа развития Объединенной зерновой компании (ОЗК) на 2015–2020 гг. Документ вместе с протоколом решения совета директоров компании подписан 18 мая 2015 года председателем совета директоров, замминистра сельского хозяйства Дмитрием Юрьевым. Представитель Юрьева подтвердил, что тот подписывал программу, другой чиновник министерства подтвердил подлинность документа.
Цель программы до 2020 года – создание крупнейшего вертикально-интегрированного оператора сельскохозяйственной продукции России, играющего существенную роль в формировании глобальных зерновых потоков. ОЗК должна будет обеспечить до 40% морской портовой перевалки российских сельхозгрузов, обеспечивать к 2018 г. 10–12%, а к 2020 году – 15–17% российского зернового экспорта, управлять 80% поставок с элеватров собственным транспортом на собственные портовые перевалочные мощности (подробнее см. таблицу). ОЗК должна помогать российскому производителю выходить на экспортные рынки, являясь «альтернативой зарубежным трейдерам», подчеркнул представитель компании.
У ОЗК появится и новое направление – производство и переработка высокодоходных и инновационных сельскохозяйственных культур на площади до 100 000 га с рентабельностью по EBITDA не менее 30%. Компания продолжит выполнять функции госагента по управлению зерном государственного интервенционного фонда.
В долгосрочной программе сказано, что увеличить производство зерна, когда внутренний спрос стагнирует, позволит только экспорт – по прогнозу ОЗК, к 2020 году он достигнет 38–40 млн тонн. Но развитию экспорта препятствует неразвитость инфраструктуры российского зернового рынка, говорится в документе. Из 28,3 млн тонн портовых перевалочных мощностей на глубоководные терминалы Черного моря приходится около половины. В сезоне 2011/2012 Россия экспортировала свыше 27 млн тонн зерна, в сезоне 2014/2015 – свыше 30 млн тонн, так что потенциал экспортных перевалочных мощностей исчерпан, пишет ОЗК, а значит, России потребуется дополнительно 10–12 млн тонн мощностей для глубоководной портовой перевалки зерна и прочих сельхозкультур. Перевозки зерна в развитых странах маршрутизированы на 90%, сообщает ОЗК, в России этот показатель меньше 5%.
Среди крупнейших портовых проектов – реконструкция и строительство нового элеватора на Новороссийском комбинате хлебопродуктов (5,1 млрд рублей в 2015–2017 годах), Дальневосточный зерновой терминал (11,2 млрд рублей в 2015–2019 годах). Свыше 3 млрд рублей ОЗК нужно на реконструкцию и строительство элеваторов в Ставропольском, Приморском крае, Амурской и Волгоградской областях.
На все это компании нужно свыше 52 млрд рублей: 21,4 млрд – на портовую инфраструктуру, 17,4 млрд – на транспортную зерновую компанию, остальное – на производство и переработку сои, в том числе на землю площадью 100 000 га. Эти средства ОЗК требуются на 2015–2019 годы, из них 20 млрд рублей – в 2016 году.
Помимо капитальных затрат ОЗК нужно финансирование оборотного капитала – это около 15 млрд рублей в 2015–2020 гг, сказано в документе.
К 2020 году ОЗК должна стать интегрированным торгово-производственным комплексом, объединяющим системы зернового трейдинга и собственный производственно-логистический комплекс. Торговые операции в ОЗК к 2020 году должны вырасти в 4,8 раза по сравнению с 2014 года и составить 7,6 млн тонн, из которых 6 млн тонн – экспорт.
Консолидированные продажи ОЗК могут достигнуть 90 млрд рублей (в 2014 года было 16 млрд рублей), EBITDA – 15 млрд (2 млрд рублей).
Компания хочет стать №1 по экспорту сельхозпродукции – и, в частности, зерновых – в России, делает вывод из программы ОЗК исполнительный директор аналитического агентства «Совэкон» Андрей Сизов. Такие масштабные планы – смелый шаг, уверен он: «Особенно на фоне непредсказуемого госрегулирования и из-за этого – неясных перспектив наращивания производства зерна, а значит, и экспорта». В 2014/2015 сельхозгоду для сдерживания цен на зерно на внутреннем рынке правительство с 1 февраля по 15 мая 2015 года ввело экспортную пошлину на пшеницу в размере 15% плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 т. А с начала 2015/2016 сельхозгода действует новая экспортная пошлина, которая при высоком курсе доллара может стать заградительной.
Сизов указывает, что стоимость денег на рынке слишком высока. Основные источники финансирования долгосрочной программы ОЗК – инвесткредиты, проектное и торговое финансирование (всего по этим статьям – свыше 30 млрд рублей). Пока ОЗК – госкомпания, привлечь деньги по линии проектного финансирования невозможно, указывает ее представитель. Но существует возможность привлечения финансирования в государственных или частных банках, замечает он, не называя конкретных имен. Другой возможный вариант, по его словам, – облигационные займы.
В программе учтены средства, внесенные в 2010 году из федерального бюджета в уставный капитал ОЗК (3 млрд рублей), а также 6 млрд рублей от допэмиссии в размере 50% минус 1 акция в пользу частного инвестора [группы «Сумма» Зияудина Магомедова]. Этих денег недостаточно, и компания указывает на необходимость дополнительно собрать около 13 млрд рублей, их источником могла бы стать продажа еще одной или нескольких допэмиссий.
Прогнозным планом приватизации госимущества на 2014–2016 годы предусмотрена приватизация ОЗК. Росимущество еще зимой 2015 года не согласовало подход к допэмиссии ОЗК, так как не согласилось с целесообразностью предложенных инвестиций, в частности по вопросу транспортной логистики, отмечает федеральный чиновник. Сейчас, по его словам, ведомство еще должно проанализировать ДПР компании [чтобы делать какие-то заключения]. Запрос в Росимущество остался без ответа.
В том числе из-за большой неопределенности на рынке, указывает Сизов, крупные российские экспортеры даже продают некоторые активы в России.
«Ведомостей» №3874 от 16.07.2015 |