Компания "Технотранс" пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на доминирующее положение "Русагротранса" при перевозке зерна в порты Новороссийска и Туапсе. Свои услуги для экспортеров "Технотранс" при этом оценил на 25% дешевле. Конкуренция среди железнодорожных операторов за перевозку зерна обострилась на фоне почти двукратного сокращения объемов его экспорта.
В распоряжении газеты оказалось обращение железнодорожного оператора "Технотранс" (третий по величине в России, у которого 2,5 тыс. зерновозов) на имя главы ФАС Игоря Артемьева. В нем компания просит разобраться в ситуации с перевозками зерна в направлении глубоководных южных портов. Как следует из письма, "устойчивое доминирующее положение" на этом рынке сейчас у "Русагротранса", который из-за отсутствия конкуренции оказывает "ключевое влияние на формирование ценообразования на услуги по перевозке сельскохозяйственных грузов в вагонах-зерновозах и определяет стоимость перевозок, на которую ориентируются все заинтересованные лица".
В том, что другие игроки не могут зайти на рынок, "Технотранс" усмотрел признаки сговора между "Русагротрансом" и портами в Туапсе и Новороссийске. В частности, отмечается в письме в ФАС, новороссийский порт создал "Русагротрансу" преференции, отказываясь одобрять другим операторам заявку ГУ-12 (в ней указывается отправитель, получатель, тип груза, график отгрузки, объем груза и др.). Один из крупных экспортеров подтверждает, что в южные порты сейчас не могут попасть вагоны никаких других операторов, кроме "Русагротранса". В Новороссийском морском торговом порту не смогли пояснить причины отказов по заявкам других перевозчиков.
Источник в "Русагротранс" говорит, что порты отдают предпочтение компании из-за того, что ее технология маршрутизации позволяет обрабатывать в пиковый сезон очень большие объемы зерна — до 3-4 млн тонн. Впрочем, отмечает собеседник издания, такие же возможности по обработке зерна есть и у других перевозчиков. В пресс-службе ФАС подтвердили наличие письма, отметив, что начали проводить расследование по изложенным в нем фактам.
В "Технотранс" утверждают, что экспортеры сейчас вынуждены оплачивать завышенные ставки на услуги по перевозке грузов в направлении портов Новороссийск и Туапсе: маржа "Русагротранса" при отправке зерна из Краснодарского края до порта Новороссийска составляет порядка 600 руб. на тонну. "Технотранс", говорит его представитель, готов организовать указанные перевозки на 25% дешевле.
Директор компании "Совэкон" Андрей Сизов предполагает, что появление конкуренции на портовом направлении положительно скажется на доходах сельхозпроизводителя, которые напрямую зависят от логистических и инфраструктурных затрат. По подсчетам "Infoline-Аналитики", при перевозках на расстояние около 1 тыс. км затраты на услуги железнодорожных операторов не превышают 10% стоимости общих логистических затрат (погрузка на элеваторе, груженый и порожний пробег, перевалка в порту) и 3% стоимости зерна в Новороссийске. На дальних расстояниях — до 5 тыс. км — доля таких затрат вырастает соответственно до 12-14% и 7-8%.
В "Infoline-Аналитика" уверены, что с приходом "Технотранса" экономия логистических затрат для грузоотправителей на вагонной перевозке может составить от 1% до 2,5% за счет более низкой стоимости предоставления составов. В то же время, считают в компании, экономия для отправителя за счет маршрутизации перевозок и предоставляемой "Русагротрансом" сквозной услуги "перевозка плюс портовая перевалка" существенно больше экономии на более низкой стоимости предоставления вагона.
В прошлом сельскохозяйственном году объем экспорта зерна из России составил 31,7 млн тонн, из которого 65% отправлялись через глубоководные южные порты. В этом сезоне общий экспорт зерна на начало августа составил 1,6 млн тонн — на 43% меньше, чем было в аналогичном периоде прошлого года (2,8 млн тонн). Снижение экспорта объясняется в том числе введенной с 1 июля пошлиной на пшеницу (50% таможенной стоимости минус 5500 рублей, но не менее 50 рублей за тонну). "Коммерсантъ" №143 от 11.08.2015 |