Министр сельского хозяйства Александр Ткачев в ближайшее время войдет в наблюдательный совет Россельхозбанка (РСХБ) и хотел бы его возглавить, рассказал человек, близкий к руководству банка, и подтвердил чиновник одного из федеральных ведомств. Руководитель профильного министерства уже пять лет не входит в совет РСХБ. Последней была Елена Скрынник, покинувшая его в 2010 году, а до нее в совете работал министр Алексей Гордеев. Впрочем, чиновники из Минсельхоза среди членов наблюдательного совета РСХБ были практически всегда – до сих пор там присутствовал замминистра Дмитрий Юрьев.
Юрьева также могут заменить в совете, поскольку он недавно покинул пост.
РСХБ несколько лет остается одним из лидеров по частоте вливаний бюджетных средств в капитал, одна из причин – большой размер проблемных кредитов. За первое полугодие 2015 года его кредитный портфель практически не вырос – 1,48 трлн рублей после вычета резервов, но в промежуточной отчетности данные о качестве портфеля банк не раскрывает. Его убыток составил 45,4 млрд рублей, в основном он связан с досозданием резервов на возможные потери по ссудам на 44 млрд рублей и снижением чистого процентного дохода (в 5 раз до 7 млрд рублей). По итогам 2014 года банк раскрывал, что из 1,4 трлн рублей портфеля банка 429 млрд (31%) – проблемные кредиты, а также такие, качество которых вызывает вопросы, следует из МСФО госбанка.
РСХБ в этом году получил дополнительный капитал через ОФЗ на 68,5 млрд рублей. Помимо этого в мае руководство банка попросило пополнить капитал еще на 35 млрд рублей до конца 2015 года, правда, собеседники «Ведомостей» указывали, что банк получит только 5 млрд рублей. А в марте правительство направило 10 млрд рублей из бюджета на взнос в капитал РСХБ, которые были взяты из антикризисной программы на поддержку сельского хозяйства (ее размер – 54 млрд рублей).
Сейчас в советах директоров всех госкомпаний есть чиновники. К этой идее премьер Дмитрий Медведев вернулся в конце прошлого года, хотя сам был инициатором реформы в 2011 года, когда чиновники выходили из руководства компаний. «Я считаю, что государство должно отстаивать свои интересы как любой акционер», – говорит бывший замминистра финансов, входивший в совет директоров Сбербанка и ВТБ Алексей Саватюгин.
«В основном в странах с развивающейся экономикой государство затрудняется сформулировать долгосрочные цели перед компанией, что вынуждает совет директоров и менеджмент часто коммуницировать с акционером и согласовывать решения – т.е. действовать с оглядкой на акционера, если нет четкого видения его требований, – напоминает директор по корпоративному управлению Deloitte Олег Швырков. – В этих реалиях присутствие высокопоставленного человека от акционера имеет ценность, потому что этот диалог происходит в рамках совета директоров. В России ситуация с долгосрочным целеполаганием госкомпаний улучшается, но все еще далека от идеальной».
В эталонной модели корпоративного управления госкомпаний, рекомендованной ОЭСР, чиновников в совете директоров быть не должно, указывает он, далеко не все чиновники имеют опыт управления коммерческим предприятием, и избрание независимых директоров с соответствующими знаниями является привлекательной альтернативой.
Представитель Ткачева отказался от комментариев. Представитель РСХБ на запрос не ответил.
«Ведомости» № 3910 от 04.09.2015 |