Политику импортозамещения расширят на портовые услуги: Владимир Путин поручил правительству изучить возможность углубления дна в Новороссийском порту, чтобы он мог конкурировать с портами Украины. На это может потребоваться 13,6 млрд рублей. Впрочем, для новых грузопотоков этого будет мало: придется инвестировать в новые терминалы, а также расширить подъезды к порту.
Вчера на сайте президента РФ был опубликован перечень поручений по итогам совещания по транспортной инфраструктуре Юга России от 20 августа. Владимир Путин поручил правительству представить предложения по увеличению пропускной способности подъездной инфраструктуры и "возможностей приема судов большого водоизмещения" в порту Новороссийска. Также поручено проработать вопрос участия ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, подконтролен СП "Транснефти" и группе "Сумма" Зиявудина Магомедова) как концессионера проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань.
Источники газеты, знакомые с ситуацией, отмечают, что речь идет, в частности, о дноуглублении в Новороссийске, чего давно добивается НМТП. Они поясняют, что порт "ограничен по приему крупнотоннажных судов", более глубоководные гавани — на Украине, например Ильичевск и Южный. "Сейчас российские грузоотправители для крупнотоннажных судов используют украинские порты, но из-за осложнения политической ситуации есть потребность в перевалке через Новороссийск",— заявил один из собеседников издания. По его словам, на дноуглубление от бюджета нужно около 13,6 млрд руб.: "Деньги могут пойти через ФЦП "Развитие транспортной системы", за работы отвечает "Росморпорт", который может привлечь подрядчика". Дноуглубление может начаться уже в 2016 году, а к 2020 году это позволит нарастить мощность Новороссийского порта на 29 млн т сухих и 10 млн т наливных грузов. В 2014 году грузооборот порта вырос на 8%, до 121,6 млн т.
Сейчас НМТП по перевалке близок к общему грузообороту портов Украины, выросшему в 2014 году на 4,7%, до 143 млн т (данных о том, какой объем приходится на российские грузы, нет). Но рост перевалки в Новороссийске потребует модернизации терминалов, говорит источник, в частности, увеличения мощностей по зерну на 5 млн т в год, строительства терминала для минудобрений и т.д. Гендиректор НМТП Султан Батов передал, что компания будет выполнять поручение президента, добавив, что в планах по развитию портов нужно "учитывать общую ситуацию на рынке стивидорных услуг, реально оценивая имеющиеся и перспективные грузопотоки".
Кроме того, придется развивать подъезды к порту — реконструировать железнодорожную станцию Новороссийск (уже идет) и строить транзитную автодорогу. Дальние подходы должны быть в том числе модернизированы за счет обхода Краснодарского узла и реконструкции участка Максим Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская (президент поручил "предусмотреть финансирование проекта для увеличения пропускной способности к 2020 году на 59,8 млн т в год"). В Минтрансе сообщили, что будут выполнять поручения, в ОАО РЖД прорабатывают их "с сопричастными органами власти".
Источники говорят, что после увеличения мощностей в Новороссийске в кооперацию можно вовлечь и порт в Тамани грузооборотом свыше 91,4 млн т, но его судьба пока неясна, в частности, из-за отсутствия гарантий загрузки. Инвестиции в проект составляют 228 млрд руб. (76 млрд руб. из бюджета). Ранее НМТП и Тамань считались конкурентами; сейчас источник замечает, что если НМТП станет концессионером, получив долю в Тамани, то суда могут направляться в тот или иной порт. Новороссийск известен сложными погодными условиями и шквальным ветром бора, из-за чего погрузка может останавливаться на несколько дней. Так, "Транснефть" с января по апрель ежемесячно теряла по несколько дней при отгрузке нефти.
Надежда Малышева из PortNews считает, что украинские порты из-за нестабильной ситуации уже теряют грузопоток: "Транзитные грузы перевозить через Украину опасно, поэтому страховка дорогая". "У Новороссийского порта уже есть преимущество",— добавляет она, а после углубления дна ожидается "существенное увеличение судовых партий". Появление Тамани, уверена госпожа Малышева, скорее всего, не противоречит интересам НМТП: "К этому моменту порт будет скорее дополнять Новороссийск, где расширение мощностей произойдет быстрее". "Коммерсантъ" №169 от 16.09.2015 |