Общественное мнение никогда не смирится с тем, что ловкачи между производителями подсолнечника и перерабатывающими маслоэкстракционными предприятиями жируют за счет серых схем и колоссальных недоплат в госбюджет
Не так давно, находясь на одном из десяти маслоэкстракционных заводов Воронежской области, дающем на выходе после переработки семечек качественное подсолнечное масло, я случайно стал свидетелем разговора одного из менеджеров предприятия с директором небольшого общества с ограниченной ответственностью. Они живо вели разговор о дальнейших поставках подсолнечника на предприятие. Может быть, мой журналистский острый слух и не остановился бы на типичном деловом разговоре, но глаз автора критических материалов обратил внимание на некоторое несоответствие в одежде поставщика. Так может одеваться городской житель, бизнесмен, ниша которого – непыльный бизнес. Но ведь подсолнечник производят сельхозпредприятия и фермеры, одетые совершенно иначе. Ну, а когда я увидел у этого мелкого бизнесмена один из самых дорогих автомобилей в мире стоимостью около 10 миллионов рублей, у меня отпали всякие сомнения. Передо мною был посредник-рантье.
Годовой оборот производителей подсолнечника можно оценить в 15 миллиардов рублей
В целом ситуация так зацепила меня, что в течение часа, благодаря некоторым коммуникационным навыкам, мне удалось узнать страшную тайну. Этот поставщик никакой не фермер и даже не директор сельхозпредприятия. Это типичный посредник между одной стороной – производителем подсолнечника и другой стороной – перерабатывающим предприятием. То есть речь идет о феномене бизнесменов-рантье, живущим безбедно за счет тех, кто трудится. И, скорее всего, за государственный счет в рамках посредничества и налоговой оптимизации.
Детальный разговор, завязавшийся потом с экспертами регионального аграрного рынка, обогатил меня нужной информацией о наличии предпринимательской ниши агропосредников, дал направление поиска в сборе необходимых цифровых материалов. В конечном итоге система «Спарк-маркетинг», благодаря которой большинство экономической информации не является секретом, привели к появлению аналитического среза в системе производства сельхозпродукции, сбыта и логистики, ее переработки. Судите сами.
Согласно имеющимся данным на 10 октября 2015 года, в Воронежской области заявляют вид деятельности в сфере производства подсолнечника и растительного масла более 80 организаций и 20 индивидуальных предпринимателей (фермеры и сельхозпредприятия). В то же самое время в этом регионе ЦФО ежегодно производится до 1 миллиона тонн растительного масла. При этом годовой оборот производителей растительного масла (МЭЗов) оценивается в миллиарды рублей (по подсчету газеты годовой оборот можно оценить в 15 миллиардов рублей), а налоговые поступления – в сотни миллионов. Однако не все из заявленных компаний этой сферы декларируют какие-либо результаты.
Ну а путь, по которому прошло деловое издание «Экономика и жизнь-Черноземье» (хороший опыт) в выявлении 120 оффшорных компаний в Воронежской области и участие СМИ вместе с региональной властью в реализации антиоффшорных практик, помог изданию быстрее пройти путь в предании публичности очень серьезной проблемы для субъекта РФ по уходу от уплаты налогов одного из сегментов аграрного бизнеса. Кроме того, после проведенной журналистами регионального делового издания аналитической работы от лица нашего СМИ были направлены не только официальные письма в правительство Воронежской области и местное управление ФНС с нужной информацией, но и обнародовано обращение «ЭЖ-Черноземье» к руководству 25 компаний-посредников, с предложением выйти из тени и придать своему бизнесу цивилизованный характер.
Кстати, любопытный поворот. Упрямые статистические данные конкретно свидетельствуют о том, что налоговая отдача от сферы производства пищевых продуктов в Воронежской области сопоставима (разумеется, с учетом масштабов регионов, численности населения и особенностей структуры экономики в указанном секторе экономики) с такими крупнейшими регионами России, как Ростовская область и Краснодарский край. Это говорит о положительной роли департамента аграрной политики Воронежской области в поддержке пищевых обрабатывающих предприятий.
Значительная часть подсолнечника перерабатывающие предприятия приобретают через посредников
Интересен и еще один поворот в нашем журналистском расследовании. По мнению экспертов, в сфере переработки подсолнечника и производства растительных масел по-прежнему сохраняется высокий уровень «налоговых рисков». И это должны понимать и налоговики, и региональные власти (особенно профильные департаменты АПК). Главное – наличие «налоговых рисков» во многом обусловлено участием в хозяйственной деятельности производителей растительных масел, так называемых посреднических структур. А их в Воронежской области очень и очень много.
При этом до 90% подсолнечника переработчики приобретают через посредников, которые также большую его часть приобретают у аналогичных посреднических структур. Если быть точным, то на сегодня к посредникам можно отнести более 25 (!) организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перепродажей подсолнечника. В то же время, фактическая деятельность большинства из них сводится только, как бы это помягче выразиться, к участию в «бумажном документообороте», что и создает налоговые риски для производителей растительных масел и приводит к серьезным экономическим потерям для бюджета Воронежской области. Средствам, которые могли бы пойти на социальное развитие сельских территорий.
Что еще интересно. У многих посредников отсутствует какое-либо имущество, необходимое как для хранения подсолнечника, так и для его доставки к производителю. Кроме того, значительная часть подсолнечника доставляется транспортными средствами, зарегистрированными на физических лиц в соседних регионах (!). Дальше – больше. У таких «бумажных» посредников нет фактических работников, в качестве руководителей зачастую выступает управляющая компания, возглавляет которую «зиц-председатель», не имеющий никакого отношения к миллионным денежным расчетам и ничего не знающий о финансово-хозяйственной деятельности сотен компаний, которыми он «управляет».
В то же самое время посредники не арендуют офисы и не нанимают работников. «Наследив» в одной области, компании спокойно уходят в другие регионы, чтобы избежать внимания контрольно-налоговых органов. Вышеперечисленные факты с большой долей уверенности позволяют предположить, что посредники не осуществляют реальной деятельности, перепродажа подсолнечника осуществляется путем формального составления документов с целью обеспечения условий для получения необоснованной налоговой выгоды без наличия реальных затрат.
Кто они – посредники рантье, жирующие за счет производителей сельхозпродукции и недоплат в бюджет или умелые диспетчеры, умеющие свести стороны с выгодой для всех?
Таким образом, делаем выводы для региональной власти. Перед нами цепочка посредников между производителями подсолнечника и производителями подсолнечного масла, создающая условия для удорожания закупочных цен на подсолнечник и, как следствие, необоснованного роста цен на готовую продукцию. Следствием этого становится возникновение «налоговых рисков» у переработчиков подсолнечника, что наряду с ущемлением интересов государственного бюджета может свидетельствовать о наличии более существенных экономических преступлений (!).
Завершая этот абзац, невольно ловишь себя на мысли: «А не слишком ли радикально поставлен вопрос?». Может, данная ситуация требует иных трактовок? Не исключаем. И ради объективности в расследовании, кроме экспертов аграрного рынка, мы попробовали узнать и мнение других сторон: сельхозпроизводителей, «посредников», руководство МЭЗов, представителей налогового ведомства и департамента АПК правительства области. Производители подсолнечника в разговоре с журналистами делового издания считают, что для них важно, чтобы, не теряя времени на логистику и транспортировку выгодно сдать подсолнечник (кстати, большинство из них не уплачивают НДС). Кому? Это не так важно для них.
Один из директоров маслозавода, с которым удалось переговорить, сказал более откровенно, что общение с посредниками им не в радость (лучше работать напрямую с производителями) и они чувствуют будущие налоговые риски. «Государство ведь ужесточает свой контроль», резюмировал он. «Деловые» посредники акцентировали внимание лишь на том, что они не нарушают законов, а законы бизнеса всегда работают на интерес. Риски есть, но они обоснованные, налоговые инспектора в случае чего еще должны доказать их «неправоту» в судебных инстанциях.
Анатолий Спиваков, руководитель профильного департамента правительства области, согласился с тем, что проблема существует и ее надо решать. К примеру, в рамках областной комиссии по мобилизации доходов в бюджет, которая станет хорошей площадкой для поиска истины и принятия решений. Вместе с тем он полагает, что среди этой тридцатки посредников есть разные структуры, более добросовестные и менее добросовестные. «Хотя, – отметил Анатолий Александрович, – нельзя исключать, что диспетчеры (так он назвал эти фирмы) помогают производителям в экономии сил, времени и средств на логистику и транспортировку».
Сергей Дуканов, отметил, «Наша цель состоит в том, чтобы предупредить добросовестный бизнес о возможных налоговых рисках участия в цепочке перепродавцов компаний, не имеющих активов, адреса места нахождения, работников, компаний, зарегистрированных на подставных лиц».
Таким образом, выявив мнение всех сторон, можно отметить и существующие разногласия. В первую очередь, это касается оценки фирм- посредников, которая может варьироваться от «диспетчеров» до «посредников- рантье». Более того, существует и более радикальная позиция, которую предлагает экспертное медиасообщество – «уклонисты». Ведь многочисленные посредники с номинальными директорами позволяют не только уходить от налогов (особо стоит разобраться с вычетами НДС), но и скрывать реальных выгодоприобретателей, использующих агрессивные схемы минимизации налогов. Более того, положение усугубляется и тем, что только инструменты налогового контроля не позволяют установить реальных выгодоприобретателей и владельцев бизнеса по реализации подсолнечника или доказать однозначную причастность того или иного выгодоприобретателя к схеме уклонения от уплаты налогов.
Дмитрий Нечаев, председатель редакционного совета газеты «Экономика и жизнь-Черноземье»
КСТАТИ
Кто такой рантье, и есть ли они в России?
Рантье – это человек, живущий за счет ренты (слово, собственно, и произошло от франц. «rente» — рента) – регулярно получаемого дохода со своего вложенного капитала. Рантье – это образ жизни. Представьте, что деньги работают на вас, а не вы на деньги. Рантье – это человек, который живет на пассивный доход, и он в принципе может ничем больше не заниматься. Но и этого хватает, чтобы иметь необходимые возможности для поддержания очень комфортных жизненных условий.
О рантье недавно высказался В. Путин на совещании по ситуации в рыбной отрасли: «Однако ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодилось разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 % доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья", – обозначил президент.
В ТЕМУ
Региональное деловое издание «Экономика и жизнь – Черноземье» обратилось к руководству фирм-посредников с предложением уйти от серых схем и рискованных операций
Проведя серьезную работу на основании данных, предоставленных СПАРК-Маркетинг, журналисты делового издания составили таблицу фирм-посредников между производителями подсолнечника и перерабатывающими предприятиями Воронежской области. Подставленные цифровые показатели дают интересную пищу для размышления и представителям предприятий-переработчиков, и налоговому ведомству, и правительству области.
Кроме того, представленная информация связана с налоговыми рисками и для производителей, и для переработчиков, которые могут работать напрямую. Публичное обнародование данной информации, уверены, послужит тому, что поставленная проблема может быть решена в интересах регионального бюджета, добросовестного бизнеса и жителей Воронежской области.
«Экономика и жизнь – Черноземье» от 24.10.2015 |