Гендиректор АПК «ПромАгро» (Старый Оскол, Белгородская область) Константин Клюка с недавнего времени возглавил свиноводческое объединение «Агропромышленный комплекс «ПромАгро». В эксклюзивном интервью «Абирегу» он рассказал об итогах работы и планах компании, текущих инвестпроектах и экспансии в соседнюю Воронежскую область.
– Константин Олегович, с какими финансовыми и производственными показателями ваше предприятие закончило 2014 год?
– В прошлом году у нас произошла реорганизация: все юрлица, под которыми работали комбикормовый завод, мясокомбинат и свинокомплексы, слились в одну структуру – Агропромышленный комплекс «ПромАгро». В итоге по мясному направлению компания показала выручку в 2,7 млрд рублей, чистую прибыль – в 1,1 млрд рублей. При этом производство свинины в живом весе составило порядка 27 тыс. тонн.
Вообще, прошлый год был самым удачным за всю историю компании. Я не удивлюсь, если у других агрохолдингов аналогичная история. АПК «ПромАгро» сработал с самым высоким за последние годы показателем рентабельности по чистой прибыли – 40%. После тяжелого 2013 года, когда из-за вступления в ВТО резко обнулили пошлины на ввоз живых свиней в Россию, продовольственное эмбарго стало хорошим толчком для развития. Закрытие внешних рынков сыграло на руку свиноводам.
– А что же с прогнозами на ближайшую перспективу?
– Здесь все сложнее. Если по итогам первого полугодия текущего года мы выполнили все плановые показатели, то во второй половине года наблюдаем падение спроса. Оно вызвано снижением покупательской способности и сезонным фактором. Несмотря на эти проблемы, АПК ПромАгро» планирует удвоить объемы производства. За счет введения в эксплуатацию нового свиноводческого комплекса в декабре текущего года компания должна выйти на показатель 60 тыс. тонн свинины в живом весе уже к 2017 году. Пока продаем весь объем полутуш крупным дистрибуторам, мясокомбинатам и сетям, у которых есть своя обвалка и разделка. После запуска глубокой переработки планируем зайти на рынок мясных полуфабрикатов с продуктами под собственным брендом.
– Где их будете производить?
– Сейчас в Старом Осколе идет строительство мясокомбината убойной мощностью 240 голов в час и стоимостью 2,5 млрд рублей. Запуск планируется в первом полугодии 2016 года. Даже при пессимистичном варианте развития событий мы выйдем на проектную мощность убойного цеха к сентябрю следующего года. После начала его работы АПК ПромАгро» сможет перерабатывать весь производимый объем мяса. Предприятие, кстати, будет работать на немецком оборудовании. Сам проект реализовывается под ключ – от убоя до обвалки, разделки и упаковки (вторая очередь. – прим. ред.). На выходе получим полуфабрикаты в виде крупного индустриального куска и мелкого куска в модифицированной газообразной среде. Добавлю, что также планируем производить продукты из рубленного мяса: фарши, котлеты. Кроме того, присматриваемся и к кулинарии. Но конкретно говорить о работе в данном направлении рано – сначала надо прощупать этот сегмент рынка.
– Какие проблемы сейчас наблюдаются на рынке свиноводства в целом?
– Первая проблема – снижение потребления. До конца года у нас наверняка сформируется продовольственная инфляция на уровне 19-20%. Вторая проблема – доступ к капиталу. На рынке нет «длинных» денег. Ограничен доступ компаний к проектному финансированию. Третья – АЧС. На уровне государства нет четко выработанной стратегии борьбы с вирусом. В стране работает множество ветслужб, но нет единого центра, который координировал бы их деятельность. У нас в Белгородской области действуют свои правила игры, и в целом в регионе год прошел спокойно. В соседних регионах ситуация с АЧС была сложнее.
– Боитесь, что вирус может задеть вас?
– Безусловно. На сегодняшний день АЧС – главный риск нашего бизнеса. Поэтому в АПК «ПромАгро» работает серьезная система биобезопасности: мы четко соблюдаем все уровни защиты и не экономим на этом деньги.
– К другим видам животноводства присматриваетесь?
– За 10 лет работы мы разобрались, как продуктивно заниматься свиноводством. Конечно, были мысли по организации индейководства, мясного скотоводства. Но пока решили сконцентрироваться на том, в чем есть хороший опыт и компетенции. Кроме того, у «ПромАгро» сейчас нет возможности начинать масштабную работу в других направлениях бизнеса. В условиях ограниченного доступа к деньгам только самые крупные холдинги могут позволить себе развивать несколько направлений животноводства.
– Как в целом развиваются инвестроекты АПК «ПромАгро»?
– В Белгородской области мы сосредоточены не на строительстве крупных предприятий, а на проектах, которые помогут замкнуть цикл производства. Помимо завершения строительства мясокомбината и третьей очереди «Оскольского бекона» у нас есть планы по возведению в ближайшее время селекционно-генетического центра стоимостью 1 млрд рублей. Пока площадка под него не подобрана, но уже есть договоренность по поставке племенного поголовья с компанией TopigsNorsvin. Также есть мысли по созданию небольшого утильзавода, где АПК ПромАгро» будет перерабатывать отходы мясного производства и получать мясокостную муку и жир. В конечном счете это поможет снизить себестоимость производства мяса. Отмечу, кредитный портфель реализуемых проектов составляет 6-6,5 млрд рублей.
Также в наших планах есть создание свиноводческого кластера в Воронежской области.
– Кстати, о нем. Как я понимаю, критичным для реализации этого проекта является приобретение большого объема воронежских земель?
– Да, мы планируем приобретать землю под выращивание озимых и яровых культур, в том числе и на вторичном рынке. Во владении АПК «ПромАгро» ее на данный момент недостаточно – чуть менее 20 тыс. га. С учетом планового удвоения производства и запуска воронежского проекта у нас появится нехватка земли как под внесение стоков, так и для обеспечения себя собственным зерном.
В Воронежской области АПК «ПромАгро» рассматривает возможность строительства свиноводческих комплексов проектной мощностью 60 тыс. тонн свинины в год (с первоначальным объемом вложений в 5 млрд рублей. – прим. ред.). Оптимальное количество земли, которое необходимо нам под кластер, – 20 тыс. га. В случае ближайшего старта проекта планируем реализовать его до 2020 года. Сейчас администрация региона помогает нам с поиском подходящих площадок.
– О планах по заходу в Воронежскую область «ПромАгро» заявляло еще в 2010 году. Почему к ним вернулись только сейчас? Тогда что-то не сложилось?
– Пять лет назад мы видели серьезный потенциал для развития в Белгородской области. Наша область тогда еще не давала 1,5 млн тонн мяса в год и не была крупнейшим его производителем в России. На тот момент у «ПромАгро» был один свинокомплекс, и логичнее было развиваться кластерами. Фактически проект реализации первого кластера в Старом Осколе в этом году будет завершен, и тогда приступим к дальнейшим вариантам развития.
– Другие области вас интересуют?
– На данный момент приоритетными для нас остаются Белгородская и Воронежская области. В нашем регионе стабильная социально-экономическая обстановка, есть прекрасные условия для развития бизнеса, создана вся необходимая инфраструктура. Воронежская область нам интересна, потому что она граничит со Старооскольским городским округом, где распложены все производственные площадки «ПромАгро». Но другие варианты тоже будут рассматриваться.
– Вернемся к Белгородской области. Некогда вы заявляли, что готовы поддержать идею Евгения Савченко о реализации в родном регионе биотехнологического кластера. Над этим направлением «ПромАгро» уже ведет работу?
– У нас есть мысли построить свои цеха по экспандированию сои и производству премиксов. Однако эти проекты локальные и не предполагают глубокой переработки. Кроме того, наблюдаем за работой соседей. Вы же знаете, сейчас «Приосколье» в Белгородской области запустило крупный завод по производству аминокислот (лизина) – конкретный пример импортозамещения. Таких предприятий в России единицы.
– То есть можно говорить, что в регионе уже формируется биотехнологический кластер, правильно?
– Конечно. Фактически «ПромАгро» в нем пока не участвует. Но если областная администрация предложит нам сотрудничать в этом направлении, мы будем только за.
«Абирег» от 18.11.2015 |