Офшорный агрохолдинг Black Earth Farming, входящий в тройку крупнейших нерезидентов - владельцев сельхозугодий в России, обвиняется в махинациях по уплате налогов, которые нанесли серьезный ущерб российскому бюджету. В картотеке арбитражных дел есть информация по налоговому спору, в котором ООО «Сосновка-АГРО-Инвест» оспаривает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о привлечении компании к ответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с возмещением НДС.
Претензии налоговых органов ставят под вопрос финансовую устойчивость предприятия, которое за последние пять лет лишь однажды смогло закончить финансовый год с прибылью и должно погасить выпуск облигаций на 750 млн шведских крон в 2017 году.
Кроме того, источник в правоохранительных органах сообщил, что Управление МВД по Тамбовской области и Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тамбовской области ведут расследование уголовного дела, в котором замешаны топ-менеджеры компании, по подозрению в умышленном создании фирм-однодневок для получения из бюджета налоговой выгоды. Black Earth Farming уже официально объявила о закрытии московского офиса, а источники, знакомые с ситуацией, говорят, что на прошлой неделе следователь допросил президента (CEO) компании Ричарда Уорбертона.
Black Earth Farming зарегистрирована в оффшоре на острове Джерси, и ее акции котируются на Стокгольмской фондовой бирже. Активами холдинга в России управляет «дочка» «Агро-инвест», которая владеет более 230 тыс. га сельскохозяйственных земель в Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Курской областях. Основной бизнес компании – производство зерновых – принес ей, согласно официальной отчетности за 2014 год, убыток в $17,4 млн при выручке $144 млн.
Проблемы у холдинга-нерезидента начались достаточно давно, говорит источник в отрасли, и были в основном связаны с неэффективным управлением. «Стандартная ситуация: толпа экспатов на сумасшедших зарплатах и с полным обеспечением, а в регионах «на земле» платят копейки, поэтому и работают все кое-как»,- говорит источник. Согласно годовому отчету, в 2014 году, когда убыток компании составил $17,4 млн, вознаграждение топ-менеджеров выросло на 30%, до 4,2 млн., а общая численность сотрудников компании сократилась на 11%, до 1781 сотрудника, по сравнению с 2013 годом.
Источник в банковских кругах говорит, что «Агро-инвест» в последнее время активизировал усилия по привлечению финансовых ресурсов для обеспечения текущей операционной деятельности, поскольку существенная часть расходов холдинга приходится на закупку импортных комплектующих для парка сельхозтехники, а также удобрений, в то время как доходы от продажи зерна ограничены экспортной пошлиной, установленной правительством с целью недопущения дефицита зерна в стране. Чистая прибыль в $2,2 млн, которую компания получила в третьем квартале этого года на фоне ослабления рубля, недостаточна для того, чтобы профинансировать производственные процессы в необходимом объеме, а топ-менеджмент в отчете для инвесторов за третий квартал говорит о необходимости дальнейшего сокращения расходов.
Ранее Министерство сельского хозяйства заявляло, что считает необходимым ограничить использование сельхозземель иностранцами. Необходимость устрожения законодательства Минсельхоз обосновывал заботой о земельном фонде. Согласно данным Росреестра, в собственности и аренде у иностранцев находится 12 млн га российских сельхозземель. Они используются варварским способом, сетует Минсельхоз, в частности применяются пестициды, не имеющие государственной регистрации.
Black Erath Farming может стать уже вторым крупным иностранным агрохолдингом, который пострадал от кризисных явлений в экономике. Ранее в 2015 году была возбуждена процедура банкротства в отношении агрохолдинга «Иволга», принадлежащего казахстанскому бизнесмену Василию Розинову. До апреля 2015 года агрохолдинг «Иволга» считался крупнейшим латифундистом в России: у него в управлении, по подсчетам BEFL, находилось 550 тыс. га земли. Проблемы «Иволги» начались после засушливого 2010 года: холдинг оказался вынужден финансировать казахстанский бизнес за счет российского, что вызвало «цепную реакцию», результатом которой стало разорение, описывал «Ведомостям» свой взгляд на эти события топ-менеджер другой аграрной группы.
«Абирег» от 25.12.2015 |