Группа компаний «Продимекс» Игоря Худокормова намерена выкупить почти $300 млн долга Золотухинского сахарного завода, основного российского актива «Иволги», перед ее крупнейшим кредитором – Royal Bank of Scotland (RBS). О том, что «Продимекс» ведет такие переговоры, газете «Ведомости» рассказали человек, близкий к банку, а также три топ-менеджера крупных российских агрохолдингов. Другой источник, близкий к банку, говорит, что переговоры ведутся, но не уточняет с кем. Представители RBS и «Продимекса» на запросы не ответили.
На «Сахар Золотухино» (управляет Золотухинским сахарным заводом) в сентябре 2015 года Арбитражный суд Курской области ввел конкурсное производство, сказано в документах на сайте суда. RBS компания задолжала $296 млн, отмечается там же.
Если переговоры завершатся успешно, «Продимекс» станет крупнейшим кредитором «Сахар Золотухино». Это, в свою очередь, позволит контролировать банкротство и определять, на какой площадке и как будет продаваться имущество должника, поясняет старший юрист «Линии права» Алексей Костоваров. Мощности Золотухинского завода позволяют перерабатывать 5,6 т сахарной свеклы в день, что соответствует 80 000 т белого сахара в год, указывала в отчете за 2014 год группа «Русагро» Вадима Мошковича, ближайший конкурент «Продимекса». В Курской области «Иволга» контролирует 180 000 га земли, писала осенью прошлого года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Такое соседство делает актив весьма интересным для «Продимекса» (сахарную свеклу обычно выращивают в радиусе 70–80 км от места переработки. – «Ведомости»), стремящегося укрепить позиции на рынке сахара, отмечает топ-менеджер крупного аграрного холдинга. По данным Союзроссахара, «Продимекс» – №1 на российском рынке сахара с долей 22%. Полный банкрот
В начале января Евразийский банк развития сообщил, что подал в Специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области Казахстана заявление о банкротстве головной структуры «Иволги». В 2014 году закончился срок погашения выданного ей кредита на $80 млн, попытки урегулировать задолженность не увенчались успехом, пояснял «Ведомостям» представитель банка.
«Продимекс» хочет приобрести долг курской компании перед RBS как минимум с 50%-ным дисконтом, замечает один из собеседников «Ведомостей». Он не удивлен такой скидкой. RBS столкнулся с существенными сложностями в процессе банкротства «Сахар Золотухино», шансы на самостоятельное взыскание им долгов невелики, рассуждает собеседник «Ведомостей». В сентябре суд отказался включить в конкурсную массу требования RBS, ссылаясь на то, что банк пропустил трехлетний срок исковой давности, установленный российским законодательством для подачи исков о взыскании долга. Сам же банк доказывал, что этот срок составляет 12 лет – по английскому праву. Сейчас вопрос включения в конкурсную массу рассматривается в апелляционной инстанции, ближайшее заседание назначено на 28 января.
Изначально долг в $296 млн возник не у «Сахар Золотухино», а у компании «Лавион энтерпрайзис лтд.», получившей в 2007 году эту сумму. «Сахар Золотухино» же выступала поручителем, следует из решения Арбитражного суда Краснодарского края об обращении взыскания по долгу на имущество структур «Иволги». В том деле суд установил: RBS имеет права требования по гарантиям на $300 млн; это обстоятельство не может быть пересмотрено в рамках других процессов, уверен человек, близкий к RBS.
Скупать долги «Сахар Золотухино» «Продимекс» начал еще в сентябре 2015 года, когда приобрел право требования на 828 млн рублей у «Русагро», которая, в свою очередь, выкупила его у Сбербанка. Однако на этом группа Худокормова не остановилась: из карточки дела в картотеке суда следует, что помимо долга, прежде принадлежавшего банку, структуры «Продимекса» выкупили еще обязательств не менее чем на 3 млрд рублей. Всего «Сахар Золотухино», по подсчетам «Ведомостей» на основе арбитражных дел, задолжала кредиторам более 35 млрд рублей.
Конкурсный управляющий «Сахар Золотухино» Игорь Овчинников от комментариев отказался. Представитель другого крупного кредитора этой компании – Россельхозбанка – на звонки не ответил. «Ведомости» №4003 от 28.01.2016 |