На заседании общественного совета при УФНС по Воронежской области, прошедшем 19 апреля, обсуждили «Тенденции в налогообложении доходов и имущества состоятельных граждан».
С основным докладом по теме выступил начальник отдела налогообложения физлиц Анатолий Романцов. Он напомнил, что несколько лет назад на самом высоком уровне в России обсуждалось введение «налога на роскошь»: в Госдуму несколько раз вносились законопроекты, предусматривающие дополнительное налогообложение дорогостоящей недвижимости, автомобилей, предметов антиквариата и драгоценностей. Но «от идеи отказались, учитывая в том числе сложность администрирования» такого имущества. В то же время в последние два-три года были приняты изменения законодательства, которые значительно увеличили налоговое бремя состоятельных граждан по имущественным налогам. «Красиво жить не запретишь, богатые люди, как правило, активно потребляют: покупают элитные машины, недвижимость, землю. Фактически „налог на роскошь” по этим объектам уже установлен, — отметил докладчик. — Введена глава 32 НК РФ, согласно которой в 2015–2020 годах субъекты РФ переходят на уплату налога на имущество физлиц по кадастровой оценке (Воронежская область — с 2016 года), сопоставимой с рыночной стоимостью. Элитное жилье может получить максимальную ставку налога — 0,3%». Аналогичная ситуация, по мнению господина Романцова, с транспортным налогом (чем больше лошадиных сил, тем больше ставка).
Также докладчик высказался за сохранение «плоской» шкалы НДФЛ, против предложений «левых партий» вернуть прогрессивную шкалу налогообложения: «Предлагают, мол, заработал больше определенной суммы - плати налог с нее не 13%, как сейчас, а, например, 40%. Но не учитывается тот факт, что благодаря этой норме значительная часть теневых доходов была легализована. Возвращение прогрессивной шкалы налога повлечет за собой массовое сокрытие доходов, применение различных схем, сокращение поступлений в бюджет от НДФЛ».
Впрочем, член комиссии по экономическому развитию общественной палаты области Владимир Пупынин все равно лучшим «налогом на роскошь» назвал возвращение прогрессивной шкалы. Его поддержал президент регионального отделения Союза работодателей РСПП, экс-руководитель регионального УФСБ Александр Андреев. Он отметил, что при нынешней шкале сложилось «крайне большое разделение общества по доходам», а «все излишки прибыли выводятся в офшоры». На сторону докладчика стал владелец мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин: «Я не боюсь прогрессивного налогообложения по отношению к себе. Но, если оно будет введено, мы получим обратный эффект. Многие просто перестанут платить… Нужно, чтобы больше поколений пожили при капитализме». Тогда господин Андреев посоветовал одновременно с прогрессивной шкалой провести «оперативные мероприятия, чтобы были данные о тех, кто собирается выводить доходы в тень». «Предлагаю составить предложение от общественного совета — разрешить налоговой заниматься оперативной деятельностью», — добавил Александр Андреев. Впрочем, руководитель УФНС Сергей Дуканов в идею не поверил: «В нашей стране можно сделать, как в США, службу доходов, но российский бизнес и власти к этому не готовы». Господин Дуканов также полагает, что за последние годы «налог на роскошь» из сферы массового обсуждения «перешел в некое профессиональное решение, причем крайне эффективное». «Основные налоговые поступления сегодня дают богатые люди, раньше их доля была значительно меньше», — пояснил он.
Коммерсантъ (Воронеж) №68 от 20.04.2016 |