Цена госпрограмм для бюджета в 2016 году – 3,4 трлн рублей, или 20% всех расходов
Минэкономразвития предлагает с 2017 года применить модный среди чиновников проектный подход к восьми госпрограммам. Внутри министерства создается «проектный офис», который будет курировать эти программы, сообщил на заседании правительства замминистра экономического развития Евгений Елин на прошлой неделе.
Госпрограмм слишком много (41), говорит он: их цели во многом либо однотипные, либо друг друга дублируют. Тестировать новые модели управления предполагается уже в ближайшем бюджетном цикле на восьми госпрограммах (см. график), говорится в ответе Минэкономразвития на вопрос издания: например, они касаются здравоохранения, образования, социальной поддержки граждан, развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Их общее финансирование из федерального бюджета только в 2016 году – 3,4 трлн рублей (21% от расходов в действующем законе о бюджете). Расходы по ним в 2017–2019 гг и последующих годах неизвестны из-за отсутствия проекта бюджета.
Федеральные целевые программы, входящие в эти восемь госпрограмм, Минэкономразвития на период тестирования предлагает приостановить. Программы определялись по принципу социальной и экономической значимости, уточнил Елин.
Министерство хочет изменить цели и ключевые индикаторы в госпрограммах: сейчас они часто меняются в течение года, а индикаторы и вовсе подгоняются под ответ. Они должны стать конкретными и измеримыми, говорит Елин: цели и задачи будут установлены так, чтобы в 2017 году можно было бы понять, достигнуты ли они.
Изменятся подходы и к финансированию: расширятся полномочия ответственного исполнителя госпрограмм, чья фигура сейчас, по сути, является декоративной. Деньги из бюджета будет получать один исполнитель и он будет делить их между соисполнителями, ставить задачи, следить за выполнением и в зависимости от исполнения перераспределять финансы, поясняет Елин.
Новые цели и задачи будут сформулированы в ближайшие два месяца, обещают в Минэкономразвития, чтобы проектный подход начал применяться с 2017 года. После тестирования механизма на восьми госпрограммах министерство планирует распространить его на все госпрограммы.
При проектном финансировании легче контролировать расходы, оценивает Владимир Тихомиров из БКС, сейчас под программы пишутся заявки, распределяются средства, а целевым ли образом они тратятся или оседают на депозитах в банках – большой вопрос. Скорее всего, сначала будет недопонимание, потом сложится практика, и потом, возможно, механизм эффективно заработает, рассуждает доцент Высшей школы экономики Антон Табах. Программный принцип финансирования широко применяется в мире и доказывает свою эффективность, но в российских условиях с низкой эффективностью госрасходов это не поможет, скептична Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Система госзакупок непрозрачна и далека от идеала, подчеркивает она: «Это поможет так, как помогло переименование милиции в полицию».
«Ведомости» №4084 от 30.05.2016 |