«Объединенная зерновая компания» приступила к проектировке терминала мощностью до 10 млн т зерна в год в порту Зарубино Приморского края. Проект ценой более 40 млрд рублей рассчитан на экспорт в КНР российской продукции и перевалку зерна с севера Китая на юг. Параллельно в Забайкальске начинается строительство терминала на 8 млн т зерна в год за $1,1 млрд. Эксперты сомневаются как в прогнозах потребностей соседей в зерне, так и в возможностях производства зерновых в ДФО, а также указывают на дороговизну транспортировки до Приморья и необходимость модернизации пограничной инфраструктуры.
Проект «Объединенной зерновой компании» по созданию специализированного терминала в Приморье представил на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) президент компании Марат Шайдаев. Компания отобрала проектировщиков, которые должны завершить работы к концу 2018 года. До 2021 года ОЗК может построить первый пусковой комплекс терминала мощностью до 3 млн т, а к 2024 году — довести перевалку до 10 млн т. Дальневосточный зерновой терминал в Зарубино сможет работать как с автотранспортом, так и с железной дорогой — рядом расположена станция Сухановка. Актуальную стоимость проекта президент ОЗК не уточнил, два года назад он оценивался в 40 млрд рублей.
Об условиях поставок российской пшеницы в Китай две страны договорились еще в декабре 2015 года. Китай разрешил поставки зерна, выращенного в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях. Тогда замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин представил план на 2016 год в объеме 300-350 тыс. т, а также ожидания «значительного роста поставок зерновых в Китай в последующие годы — до 0,7-1 млн т». Позднее обе стороны заявили о планах переваливать зерно через терминал крупнейшего в КНР сухого порта Манчжурия в автономии Внутренняя Монголия. При этом страна-импортер, помимо пшеницы, готова принимать и перерабатывать на месте также семена льна, подсолнечник, гречиху, овес. В июне текущего года господин Левин заявил о планах поставок на первом этапе уже 2-3 млн т.
В конце июня забайкальский оператор ООО «Забайкальский зерновой терминал» и китайская Muyang Holdings Cо Ltd договорились о создании инфраструктурной части проекта «сухопутного зернового коридора Россия—Китай». Соглашение предусматривает строительство зернового терминала в Забайкальске мощностью до 8 млн т перевалки зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. Выход на проектную мощность намечен к 2025 году. Цену вопроса стороны не сообщили, но по оценкам Минсельхоза проект тянет почти на $1,1 млрд. Строительство терминала планируется начать в сентябре и завершить за год.
Зернотрейдеры оценивают потребности КНР в сибирском и дальневосточном зерне к 2030 году в объеме до 50 млн т в год. Исходя из данных Международного совета по зерну (МСЗ), производство зерновых в Китае продолжает сокращаться. Так, согласно августовским оценкам МСЗ, Китай в сезоне 2016–2017 годов может получить урожай зерновых в 353,7 млн т против 363,5 млн т годом ранее. Прогноз потребления зерна в КНР на текущий сезон — 360,8 млн т. При этом КНР может продолжить сокращение импорта. Если в сезоне 2014–2015 годов объем импорта составил 26,6 млн т, то в 2015–2016 — 22,4 млн т, а в текущем сезоне ожидается еще более резкое сокращение — до 15,4 млн т. Весь Дальний Восток, по данным Росстата, собирает в год менее 1 млн тонн зерна.
В дальневосточном регионе отсутствуют специализированные зерновые терминалы, из-за чего «грузовладельцам, которые используют каналы поставок через порты Дальнего Востока, приходится отгружать зерновые в big-bag либо в контейнеры, что делает перевозку достаточно затратной», отметил Марат Шайдаев. «Наверное, скептики будут говорить о том, что недостаточно зернового потенциала у Амурской области, Хабаровского края, Приморья, необходимого для загрузки этого порта. Однако есть и другая мысль. Когда сначала строится крупный логистический центр, появляется возможность экспортной перевалки, это подстегивает рост производства зерновых и растениеводства в целом», — считает он.
Гендиректор ГК «Русагро» Максим Басов считает, что дальневосточные аграрии имеют неплохие шансы закрепиться на рынках АТР. В частности, «Русагро» работает с японскими потребителями, в этом году она поставит в Японию 60 тыс. т кукурузы. В рамках ВЭФ компания договорилась с АО «Фонд развития Дальнего Востока» (ФРДВ) о реализации агропроектов на Дальнем Востоке, в том числе на ТОР «Михайловская» в Приморье, где предусмотрено создание элеватора на 180 тыс. т зерна. Также на ВЭФ заключены первые сделки Российско-китайского фонда агропромышленного развития, в том числе с «Амур агро холдинг», которая будет перерабатывать в Амурской области не только 180 тыс. т сои, но и 110 тыс. т пшеницы. ОЗК в перспективе рассчитывает переваливать через Зарубино также и транзит из северо-восточных провинций Китая, где большие посевы сои и кукурузы, в южные регионы КНР, а также в другие страны АТР. Потенциальные транзитные перевозки зерновых на данном направлении к 2020 году оцениваются в 11 млн т, 2025-му — 15 млн т, 2030-му — 20 млн т.
Привлечь в Зарубино столь крупные потоки грузов — амбициозная задача, считает независимый эксперт по железнодорожным перевозкам Александр Редько. Например, весь объем контейнерных перевозок в железнодорожном сообщении Китай—Россия, по данным Минтранса, в 2015 году составил около 440 тыс. TEU (7,4 млн т). Но для обслуживания грузопотока через Зарубино, указывает эксперт, сначала необходимо модернизировать погранпереход Махалино—Хуньчунь, через который выходят на территорию РФ транзитные грузы. «Также нужно внедрять современные логистические технологии, чтобы пограничный переход не стал „узким местом“ и для обеспечения транзита, и для экспортно-импортных перевозок», — говорит он.
Профессор Дальневосточного государственного агроуниверситета (ДальГАУ) Владимир Боровиков согласен с тем, что терминал в Зарубино может дать дальневосточному АПК возможность выгодной реализации, но отмечает, что к росту производства зерновых в макрорегионе это не приведет. «Рассчитывать на зерновую продукцию в наших регионах в перспективе не приходится. Агрономы будут больше заинтересованы в севообороте сои. В Амурской области в основном кормовые, только если кукуруза пойдет (на экспорт). В Приморье возможности скромные, в ЕАО выгоднее сою растить. Не думаю, чтобы мы стали реализовывать за рубеж сою, самим не хватает»,— сказал он.
Транзит сибирского зерна, по его мнению, имеет смысл, но транспортное плечо скажется на стоимости товара. «Что касается прогнозов потребности соседей к 2030 году, — считаю, что надо смотреть на более реальные факторы. Китай будет обеспечивать себя сам через три-четыре года. Наш опыт убедил их в том, что нельзя попадать в систему зависимости, и Китай на это не пойдет»,— заявил эксперт.
Коммерсантъ (Владивосток) №165 от 08.09.2016 |