Минэкономразвития включило в план проведение оценки фактического воздействия закона о торговле
В 2017 году Минэкономразвития проведет оценку фактического воздействия закона о торговле. Данный нормативный акт негативно сказывается на потребителе, считают федеральные торговые сети, поэтому его следует как минимум проанализировать и, возможно, скорректировать. Оценка фактического воздействия может привести и к отмене закона, считают юристы.
Минэкономразвития представило доработанный список нормативных актов, в отношении которых ведомство намеревается провести оценку фактического воздействия (ОФВ) в следующем году. Это следует из базы документов правительства — в скорректированном плане актов на ОФВ появился закон о торговле, который вступил в силу в конце 2009 года. Новый список Минэка уже направлен в правительство на согласование, сообщили «Известиям» в ведомстве. Ранее в министерстве говорили, что утверждение списка должно состояться до 1 ноября.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие компании отрасли) уверены, что изначально закон о торговле был призван защитить интересы поставщиков продовольственных товаров в их взаимоотношениях с торговыми сетями, однако никаких существенных изменений, кроме усложнения взаимодействия между партнерами, а также увеличения издержек во всей цепочке создания стоимости товаров, не произошло. Это следует из обоснования на представление закона о торговле к ОФВ от АКОРТа.
Представители торговых сетей подчеркивают, что «регулятивные ограничения, вводимые на продовольственном рынке, в первую очередь негативно сказываются именно на потребителе». За время действия закона, «несмотря на ежегодное внесение в него изменений, не зафиксировано ни одного факта рассмотрения споров между поставщиками и торговыми сетями», что может свидетельствовать «о неэффективности установленных норм регулирования применительно к отношениям между поставщиками и торговыми сетями», говорится в обращении сетей в Минэк. Стоит отметить, что никаких ежегодных корректировок закона о торговле не было. Несмотря на то что попытки скорректировать нормативный акт были частыми, удалось это сделать однажды — в текущем году.
Также авторы письма подчеркивают, что за шесть лет действия данного закона на потребительском рынке произошли кардинальные изменения. Например, был принят Кодекс добросовестных практик, который оговаривает нюансы общения партнеров. Продолжается обсуждение концепции саморегулируемой организации «Совет потребительского рынка», которая может объединить сети и поставщиков в том числе для решения конфликтов.
«Опыт последних полутора-двух лет показывает, что в непростых экономических условиях торговые сети и поставщики могут предпринимать совместные согласованные действия, позволяющие избежать резких скачков цен и дестабилизации снабжения населения продовольственными товарами», — резюмируют бизнес-организации, добавляя, что «полученный опыт позволяет сделать вывод о том, что продовольственный рынок требует значительно более тонкого регулирования, чем то, которое в настоящее время установлено».
— Если бы закон о торговле не был нужен, его бы не было, — сказал замминистра торговли и промышленности Виктор Евтухов. Он подчеркивает, что «мониторинг применения закона зависит не только от оценки Минэкономразвития, которую полезно иметь, но и от других факторов».
— Торговые сети пишут об успехах двустороннего сотрудничества, например о меморандуме, кодексе, но на практике мы слышим о неконкурентных условиях заключения договоров поставки — требование скидок, неготовность рассматривать предложения поставщиков, — заявил заместитель исполнительного директора организации «Опора России» Иван Ефременков. По его мнению, после внесения поправок есть шанс на выравнивание положения сторон.
Ефременков также отметил, что если Минэк найдет в законе барьеры для бизнеса или другие негативные моменты, влияющие на предпринимателей, то документ могут не только скорректировать, но и отменить.
В Минэкономразвития подтвердили эту информацию — закон действительно могут отменить. Напомним, по итогам рассмотрения отчета об ОФВ нормативного правового акта могут быть приняты «решения о необходимости в установленном порядке внесения изменений в нормативный правовой акт или его отмене, а также иные решения, подготовленные на основе полученных выводов». Об этом говорится в постановлении правительства № 83, которое регламентирует проведение ОФВ.
«Известия» от 28.10.2016 |