За последнее десятилетие земельный банк крупных сельхозпредприятий увеличился в четыре раза
Стали известны предварительные результаты сельскохозяйственной переписи-2016. Росстат утверждает, что за 10 лет общее количество сельхозорганизаций (как крупных, так и фермерских) серьезно сократилось. При этом можно сделать вывод о постепенной концентрации земли в руках крупных агрокомпаний. Эксперты утверждают, что консолидация происходит из-за нехватки финансирования проектов в малом сельхозбизнесе.
Федеральная служба госстатистики подвела первые оперативные итоги сельскохозяйственной переписи, проведенной с 1 июля по 15 августа 2016 года (на удаленных и труднодоступных участках она продлилась до 15 ноября). Предварительные итоги переписи будут опубликованы в IV квартале 2017 года, окончательные — спустя год, в конце 2018 года. Первые оперативные итоги содержат информацию о числе объектов переписи и общей площади земли по категориям сельхозпроизводителей — крупным, средним, микропредприятиям, а также подсобным хозяйствам. Последняя сельхозперепись проводилась в России в 2006 году, с этими данными и проведен сравнительный анализ.
Как следует из отчета Росстата, количество сельхозпредприятий в целом за 10 лет уменьшилось с 59,2 тыс. до 36,4 тыс. организаций. Средняя площадь земельного участка в расчете на одно предприятие также уменьшилась — с чуть более 6,9 тыс. га до 6 с небольшим тысяч гектаров.
Из отчета можно сделать вывод, что земельный банк в крупных и средних предприятиях несущественно, но вырос. При этом средний размер участка в подсобных сельскохозяйственных предприятиях серьезно увеличился — с 391 га до почти 1,75 тыс. га. Более отчетливо тенденция к укрупнению участков наблюдается у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. При снижении количества фермеров с 253,1 тыс. до 136,6 тыс. человек средний земельный банк увеличился более чем в два раза — со 103 га в 2006 году до 240,9 га в 2016-м.
Гендиректор компании «М9 Агро» Кирилл Морозов отмечает, что на отечественном агрорынке наблюдается тенденция к консолидации — с уменьшением количества компаний и увеличением земельных банков у крупных. Однако, по его мнению, назвать позитивным этот процесс трудно.
— Если бы консолидация шла в условиях конкуренции, повышения стандартов и качества продукции — это одна история. Но сейчас мы видим, что процесс консолидации идет только из-за нехватки финансирования, — заявил Морозов.
Он говорит, что сейчас у фермеров нет средств на развитие своих хозяйств, поэтому мелкие агропредприятия проигрывают крупным компаниям.
Глава Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина, в свою очередь, сомневается в соответствии выборки Росстата реальной картине.
— Меня смущает сокращение количества сельхозорганизаций. Ведь если мы хотим дать реальную картину того, что происходит в АПК, мы не можем не отметить, что основные объемы агропродукции производятся сельхозпредприятиями. И сокращение их общего количества дает немного неадекватную картину, — говорит эксперт.
По ее словам, сейчас в России наблюдается тенденция к увеличению площадей земельных участков, особенно у крупных и средних предприятий.
— Скупаются площади, создаются огромные земельные банки для того, чтобы расширять свою кормовую базу (для животноводства), увеличивать долю на рынке (если мы говорим о растениеводстве) и улучшать условия получения кредитов. Ведь для кредитной организации размер земельного банка заемщика играет немаловажную роль, — уточнила Тюрина.
Между тем, по ее мнению, выборка Росстата не в полной мере отражает эту тенденцию. По оценке главы ИАМ, если раньше крупным агрохолдингом считалось сельхозпредприятие с земельным участком в 15–20 тыс. га, сейчас обладающее таким участком предприятие считается средним. Земельный банк крупной агрокомпании сегодня составляет как минимум 100 тыс. га, а может доходить и до 400 тыс. га. Соответственно площади земельных участков, находящихся под контролем крупных агрокомпаний, за последние 10 лет увеличились как минимум в четыре раза.
Аудиторско-консалтинговая компания BEFL, основываясь на данных Росстата и Росреестра, делает вывод о том, что на 1 января 2015 года в собственности юрлиц было 16,4 млн га земель сельхозназначения, тогда как годом ранее эта цифра была равна 15,2 млн га, то есть за год показатель увеличился почти на 8%. При этом, по данным BEFL на апрель 2016 года, сумма площадей земельных банков под контролем крупнейших российских агрокомпаний (площадь земельного банка у каждой из которых превышает 100 тыс. га) только за год увеличилась почти на 16% — до 10,4 млн га.
"Известия" от 16.11.2016 |