Новороссийский морской торговый порт (НМТП) будет оспаривать в суде предписание ФАС о переходе на рублевые расчеты. При этом группа готова на незначительные уступки: она перейдет на рублевые ставки исключительно в части каботажных перевозок, но доля их в бизнесе НМТП невелика — не превышает 10%. Отказ от расчетов в валюте по этой статье не повлияет на финансовые показатели группы, уверены эксперты. При этом юристы полагают, что оспорить предписание ФАС в суде НМТП будет крайне сложно.
НМТП (крупные собственники — «Транснефть», группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и Росимущество) планирует в суде оспорить предписание ФАС входящему в нее Приморскому торговому порту (ПТП) снизить ставки на перевалку нефти и перевести их в рубли. Об этом в четверг журналистам заявил гендиректор НМТП Султан Батов. Он также отметил, что группа удивлена решением ФАС, «которая в течение длительного времени добивалась снятия госрегулирования на тарифы в портах, которые сама же ФСТ (упразднена в 2015 году, функции переданы ФАС) установила портам в валюте».
Топ-менеджер отметил, что в качестве причины возврата регулирования служба называет кратный рост ставок перевалки за последние два-три года, но, по его словам, этот довод «не подтвержден ничем: НМТП предоставил все документы в ФАС, доказывающие, что роста тарифов не произошло, а по некоторым параметрам ставки снизились». В частности, перевалка зерна была на уровне $30–34 за тонну, а сегодня снизилась до $15–17 за тонну; в целом ставки изменились в рублевом эквиваленте пропорционально колебаниям валютных курсов, добавил он. По мнению господина Батова, большая часть внешнеторговых грузов перевозится через морские порты иностранными перевозчиками, ограничение тарифов в морских портах не приведет к значительному изменению общих фрахтовых ставок, а спровоцирует перераспределение доходов в пользу иностранных участников транспортной цепочки. При этом он отметил, что группа пыталась неоднократно обсудить ситуацию с ФАС, но в службе доводы НМТП «не слушают». В ФАС заявили, что у ПТП есть законное право обжаловать решение в арбитражном суде.
ФАС начала проверку тарифов ПТП по обращению «Русснефти» и «Роснефти», жаловавшихся на рост тарифов и нерыночное увеличение выручки порта, в конце 2015-го — начале 2016 года. В начале ноября служба признала ПТП нарушившим закон о конкуренции, а 21 ноября выдала ему предписание, предупредив, что если оно не будет исполнено, приказ ФСТ о неприменении ценового регулирования на его услуги может быть отменен. Ведомство потребовало от ПТП не только отменить «монопольно высокую цену на услуги по перевалке нефти» и установить «экономически обоснованный» тариф, но и номинировать все тарифы на услуги по перевалке нефти в рублях, а при их увеличении — уведомлять ФАС за 45 дней.
Регулирование тарифов на услуги стивидоров было отменено в 2013 году. В 2015 году президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах, при этом из протокола слово «внутренние» исчезло. По поручению правительства ФАС проверила стивидоров и заключила, что с момента отмены регулирования цены на стивидорные услуги «кратно увеличились». В июне ведомство возбудило дела в отношении девяти стивидорных компаний, в том числе ПТП, и допустило возможную отмену либерализации сектора. И эта идея, и перевод расчетов в рубли вызвали резкую критику со стороны отраслевого сообщества, Минтранса, Минэкономики, Россморречфлота и Росморпорта. Но в сентябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что рынок стивидорных услуг конкурентный и служба не будет возвращать регулируемые тарифы, а будет использовать «другие методы: меры антимонопольного принуждения, но не тарифного». Тогда служба допускала возможность введения комбинированных расчетов в зависимости от назначения перевозки: для нерезидентов оставить долларовые тарифы, а для российских компаний ввести расчеты в рублях. Но, видимо, исходная идея о переводе всех расчетов в рубли в итоге возобладала. Так, в своем предписании ПТП ФАС отмечала, что считает «целесообразным переход к установлению исключительно рублевых тарифов на услуги погрузки и выгрузки груза». Но 16 ноября вице-премьер Аркадий Дворкович разослал в профильные ведомства поручение «дополнительно проработать» вопрос о недопущении установления тарифов на стивидорные услуги в иностранной валюте и, учитывая ранее принятые решения о нецелесообразности госрегулирования цен на услуги в портах, представить в правительство соответствующие предложения.
Как сообщил вчера журналистам Султан Батов, с 1 января 2017 года НМТП переведет ставки на перевалку каботажных грузов в рубли, а экспортные тарифы останутся в долларах. Как пояснил топ-менеджер, сейчас такие рекомендации уже получил Новороссийский порт, в ближайшее время они распространятся и на другие порты группы.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что доля каботажных перевозок во всех российских портах не превышает 10%. При этом ориентация грузопотоков в портах (внутри страны или на внешние рынки) во многом зависит и от их географического положения, отмечает эксперт. По ее словам, группа НМТП в большинстве ориентирована на экспортно-импортные перевозки, поэтому перевод ставок на перевалку каботажных грузов в рубли не изменит экономические показатели группы.
Чтобы оспорить решение ФАС на основании неправомерности применения к ПТП мер, применяемых в отношении монополий, сначала нужно доказать, что компания не занимает такого положения, что сделать будет крайне сложно с учетом того, что ПТП с его долей рынка занимает доминирующее положение, говорит старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева. По ее мнению, оспорить выводы ФАС об установлении монопольно высокой цены можно только при условии, если независимая экспертиза обнаружит фактические ошибки в анализе ФАС. «На практике это сделать крайне сложно с учетом того, что и ФАС, и независимые эксперты будут работать с одними и теми же цифрами и данными»,— говорит она. Таким образом, шансы на оспаривание решения ФАС в данном случае минимальны, добавляет Мария Понаморева. Что касается прецедента, продолжает юрист, то даже в случае пересмотра решения ФАС другие компании, находящиеся в аналогичном положении, не получат каких-то новых преимуществ в суде, поскольку в российской судебной системе прецедент не является источником права и каждый случай повышения стоимости услуг портов в любом случае рассматривается отдельно.
"Коммерсантъ" от 01.12.2016 |