По итогам анализа деятельности особых экономических зон (ОЭЗ) в 2016 году Счетная палата назвала ОЭЗ «Липецк» одной из четырех эффективных из 26 действующих в РФ — в первую очередь по объему привлеченных инвестиций. По налоговым платежам экономзона стала одной из двух лучших наравне с татарстанской «Алабугой», а в 2017 году, по словам гендиректора ОЭЗ Ивана Кошелева, должна догнать ее и по инвестициям. Аудиторы ставят под вопрос обоснованность увеличения уставного капитала российских экономзон на 5,2 млрд руб., из которых 476 млн руб. пришлось на липецкие площадки. Впрочем, эксперты отмечают, что текущая оценка эффективности работы ОЭЗ Счетной палатой, в которой акцент делается на объем инвестиций, может быть несовершенной.
Доклад аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова об итогах исследования «Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в 2016 году» рассматривался на недавней коллегии контрольного органа под председательством Татьяны Голиковой. «За время своего существования особые экономические зоны действенным инструментом поддержки национальной экономики так и не стали, — заявил господин Агапцов. — В 2016 году ситуация кардинально не изменилась: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн руб.».
Именно финансовая неэффективность привела к пересмотру правительством РФ стратегии работы ОЭЗ в 2016 году. В начале июня с докладом выступил глава контрольного управления президента Константин Чуйченко, который отметил, что с 2006 года на 33 ОЭЗ было потрачено 186 млрд руб., но 24 млрд руб. из них не использованы, а налоговые и таможенные платежи зон составили лишь 40 млрд руб. После доклада было принято решение приостановить создание новых ОЭЗ до разработки единых подходов, а также прекратить деятельность десяти зон.
«Мы имеем право претендовать на федеральную поддержку: за прошедшие годы в нашу инфраструктуру было вложено 8 млрд руб., а налогов выплачено уже 7,8 млрд руб. – мы окупили себя»
По словам Сергея Агапцова, на конец 2016 года общий объем осуществленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 217,7 млрд руб. — 33,5% от заявленного ранее управляющими компаниями объема. При этом основной объем инвестиций (77,4% общего объема) привлечен резидентами «Липецка», «Алабуги» и «Санкт-Петербурга». Также на «Алабугу» и «Липецк» пришелся «подавляющий объем» налоговых выплат из общей суммы 38,8 млрд руб. В результате «относительно эффективными» можно признать лишь деятельность ОЭЗ в Липецке, Татарстане, Санкт-Петербурге и Самаре, подчеркнул господин Агапцов: «Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна, или вообще не осуществляется». Результаты доклада теперь предполагается направить в правительство РФ и в Федеральное собрание.
В ОЭЗ «Липецк» сказали, что в 2016 году объем осуществленных инвестиций в экономзону составил 7 млрд руб. и достиг 37 млрд руб. «И мы, и “Алабуга” себя оцениваем как лучшая особая экономическая зона, — сказал гендиректор ОЭЗ “Липецк” Иван Кошелев. — Но правильнее сказать, что в Татарстане самая большая в России ОЭЗ, а в Липецке — самая эффективная. А в 2017 году мы, скорее всего, догоним “Алабугу” и по количеству рабочих мест, и по инвестициям — притом что на создание инфраструктуры нам было выделено в четыре раза меньше средств». По словам господина Кошелева, среди новых критериев качества работы ОЭЗ, внедряемых уже в 2017 году, будет значиться «качество резидентов», по которому ОЭЗ «Липецк» с ее многочисленными иностранными инвесторами мирового уровня «нет равных».
Впрочем, помимо претензий к инвестициям, в рассмотренном Счетной палатой докладе ставится под сомнение необходимость увеличения в 2016 году уставного капитала АО «ОЭЗ» на 5,23 млрд руб. Из этой суммы 476,8 млн руб. было направлено ОЭЗ «Липецк». Есть ли претензии к распоряжению этими средствами, аудиторы не уточнили — основные вопросы касались ОЭЗ «Калуга» и ОЭЗ «Лотос» в Астраханской области: федеральный бюджет вкладывает в них не предусмотренные ранее средства.
Как пояснил господин Кошелев, в нынешнем году в ОЭЗ «Липецк» предполагается вложить 800 млн руб. федеральных и 700 млн руб. региональных средств, а также 600 млн руб. средств управляющей компании, которая работает с прибылью от операционной деятельности (в 2016 году — 51 млн руб.). «Но мы имеем право претендовать на федеральную поддержку: за прошедшие годы в нашу инфраструктуру было вложено 8 млрд руб., а налогов выплачено уже 7,8 млрд руб. — мы окупили себя», — подчеркнул господин Кошелев. Из общей суммы затрат 500 млн руб., в частности, должно пойти на инфраструктуру новой елецкой площадки ОЭЗ, за счет которой предполагается привлечь 176 млрд руб. инвестиций (на старой площадке в Грязинском районе — 153 млрд руб.). Также в 2017 году в ОЭЗ «Липецк» предполагается запустить до десяти новых предприятий.
Заведующий кафедрой экономики и управления организациями Воронежского госуниверситета, доктор экономических наук Юрий Трещевский считает, что для оценки нужен «более комплексный и индивидуальный подход». Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отметил, что на работу и финансирование успешной ОЭЗ «Липецк» постоянные изменения в критериях не повлияют, но для других зон экономическая целесообразность не всегда может коррелироваться с объемом частных инвестиций. Сам господин Кошелев оговорился, что ОЭЗ, оцененные как эффективные, создавались давно и в успешных регионах: «Правительству предстоит определить критерии эффективности для недавно созданных зон — фактические инвестиции и налоги не будут для них показателем».
Коммерсантъ (Воронеж) №62 от 11.04.2017 |