Отмена Турцией с 4 мая ограничений на поставки российского продовольствия, в первую очередь пшеницы, заметно повлияла на цену фрахта. Ставка, падавшая с начала года, вновь начала расти, за неделю — на $2–3, до $17–18 за тонну. Дальнейшее развитие событий, по мнению участников рынка, будет зависеть от Турции. Если, вопреки объявленным договоренностям, страна продолжит негласно противодействовать российскому экспорту, ставка упадет, в противном случае стабилизируется на нынешнем уровне. Впрочем, некоторые зерновики считают, что ставка выросла вне связи с турецким конфликтом, из-за общего увеличения спроса на малотоннажные перевозки.
Отмена Турцией ограничений на поставку российского продовольствия с 4 мая позитивно сказалась на ставке фрахта. Об этом по результатам собственного анализа сообщила «Глогос проект». Согласно ее данным, «фрахтовые ставки, стабильно снижающиеся с начала года на $1–2 за тонну в неделю, приостановили свое падение и в последнюю неделю продемонстрировали заметный рост — на $2–3».
Бенефициарами сложившейся ситуации стали владельцы судов класса «река—море», которые два месяца между вводом и снятием турецких ограничений были вынуждены работать на условиях фрахтователей, зачастую ниже себестоимости рейса, отмечают в «Глогос проект». Постепенный рост объемов перевозок укрепил их позиции, что отразилось на попытках судовладельцев диктовать собственные ставки фрахта.
Турция с 15 марта исключила Россию из списка стран, пользующихся правом беспошлинного импорта части продовольствия. Так, для пшеницы и кукурузы начали действовать по факту заградительные пошлины в размере 130%, а для подсолнечного масла — 36%. Но после переговоров президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана 3 мая страна сняла эти ограничения.
«Мы видим большое количество предложений со стороны грузовладельцев,— говорит гендиректор “Глогос проект” Константин Гриневич.— Заключаются семь-десять контрактов в день, которые показывают рост ставки». При ставке в $17, говорит он, колебания в $2 для трейдера уже весьма существенны. Он ожидает, что в течение ближайшего месяца будут закрываться готовые спотовые контракты, а в течение июня-июля ставка будет держаться примерно на одном уровне до нового урожая.
Ставка фрахта поднялась на $2, подтверждает бенефициар торгового дома РИФ Петр Ходыкин, но в основном на ожиданиях: фрахтовщики увидели, что Турция открылась, и подняли ставки. Если Турция все же «негласно запретит» поставки из России, ставка фрахта вновь упадет. Если послабления окажутся реальными, стоимость фрахта останется на сегодняшнем уровне — $18 для Черного моря и $20 для Мраморного, ожидает господин Ходыкин.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сомневается, что рост ставок фрахта прямо коррелирует со снятием ограничений на поставки в Турцию. Он отмечает, что сейчас Россия лишь восстанавливает объемы, упавшие вдвое за время действия ограничений, и до конца сезона осталось поставить 600–700 тыс. т пшеницы, что означает увеличение поставок в ближайшие месяцы лишь на 200–250 тыс. т, а это не очень значительные объемы. «Спрос на малотоннажные отгрузки в целом растет,— говорит он,— а объемы не настолько велики, чтобы повлиять на столь глобальное явление, как ставки фрахта». Господин Злочевский добавляет, что на период действия ограничений отгрузка не останавливалась: поставщики лишь использовали обходные маневры, в том числе переоформление документации по стране происхождения и так далее. "Коммерсантъ" от 17.05.2017 |