Крупный российский производитель мяса АПХ «Мираторг» рассматривает возможность продажи за рубеж части выращенного зерна. Тем самым компания хочет оптимизировать работу своего растениеводческого дивизиона: на деньги, вырученные от экспортных продаж, будут покупаться корма на внутреннем рынке.
«Мираторг» опубликовал на портале Headhunter объявление о поиске менеджера по экспортным продажам зерна и зерновых продуктов. В списке потенциальных рынков указаны Евросоюз, арабские страны и Китай. В «Мираторге» подтвердили, что холдинг рассматривает экспортное направление как потенциально интересное, но только в рамках повышения эффективности управления балансом спроса и предложения дивизиона по производству кормов. «Стратегия холдинга в области экспорта неизменна — мы фокусируемся на поставках мяса как продукта с высокой добавленной стоимостью»,— подчеркнул представитель компании, отказавшись от других комментариев.
Один из участников рынка рассказал, что «Мираторг» намерен задействовать часть земель для выращивания культур с высоким экспортным потенциалом, например, качественной пшеницы, а на вырученные от ее продажи средства закупать в России зерно для кормов. По итогам 2016 года у «Мираторга» было третье место в списке крупнейших землевладельцев страны с 644 тыс. га (оценка BEFL). Активы сосредоточены в Белгородской, Курской, Орловской и Брянской областях. В прошлом году «Мираторг», по собственным данным, увеличил производство зерна в 1,7 раза — до 1,32 млн тонн, а среднюю урожайность — с 44,7 ц до 54,1 ц с 1 га.
«Мираторг» — один из крупнейших производителей мяса в России. Выпуск охлажденного мяса птицы в 2016 году вырос на 37%, до 102,2 тыс. тонн, свинины в живом весе — на 6,2%, до 409 тыс. тонн, говядины — на 53,4%, до 62,14 тыс. тонн. Выручка холдинга в 2016 году составила 120 млрд руб.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов считает планы «Мираторга» обоснованными: выращивать нужно наиболее рентабельные культуры, а не то, что требуется животноводческому бизнесу. «Производителям мяса не стоит зацикливаться на повышении самообеспеченности собственным зерном для производства кормов. Лучше рационально использовать земельные ресурсы»,— согласен руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Господин Сизов при этом отмечает, что земли «Мираторга» удалены от портов Черноморско-Азовского бассейна, на которые приходится основная часть российского зернового экспорта.
Продавая качественное зерно на внутренний или внешний рынок и закупая на вырученные средства более дешевые российские кормовые культуры, «Мираторг» может получать больше прибыли с 1 га, считает господин Юшин. С учетом затрат на логистику «Мираторгу» будет экономически целесообразно отправлять на экспорт от 120 тыс. тонн зерна в сезон, подсчитал президент компании «Прозерно» Владимир Петриченко. По данным «Совэкона», на прошлой неделе экспортные цены на российскую пшеницу третьего класса в глубоководных портах составляли $189,5 за тонну (FOB). Внутри страны цена на такую пшеницу была на уровне 9,1 тыс. руб. за тонну. С объемом 120 тыс. тонн пшеницы «Мираторг» мог бы заработать при таких ценах $22,7 млн в сезон (1,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 21 июня) на экспорте или 1,09 млрд руб. при поставках на внутренний рынок.
Согласно данным федерального Центра оценки качества зерна на 12 июня, с начала сезона Россия экспортировала 34,9 млн тонн зерна, в том числе 26,8 млн тонн пшеницы. Крупнейшие экспортеры — ТД «Риф» (4,41 млн тонн), Международная зерновая компания (российская структура Glencore, 3,39 млн тонн) и Cargill (2,85 млн тонн).
"Коммерсантъ" №111 от 23.06.2017 |