Зерновой Портал Центрального Черноземья
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
Сайт СЕРВИС  
 Форум
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости
 

 
 на главную
Добавить в избранное добавить в избранное Сделать страницу домашней  сделать домашней RSS канал  RSS канал
распечатать

Агроинвестор: Экспортно-зерновой топ

7-е июля 2017г.

75% экспортного зерна вывезли 15 компаний

Завершившийся сезон ознаменовался не только самым большим за всю историю современной России валовым сбором зерна, но и самым высоким за это время его экспортом. Если еще два года назад вывоз из России осуществляли около 560 компаний, то в 2016/17 сельхозгоду число экспортеров превысило 820. При этом три четверти от общего вывезенного объема отправили за рубеж всего полтора десятка компаний. Кто они, а также о том, какими темпами шел экспорт и появились ли у российского зерна новые покупатели, расскажет автор этой статьи.

Валовой сбор зерна в России в 2016 году превысил уровень 2015-го на 15,2% и составил рекордные 120,7 млн т. В том числе были получены рекорды по пшенице (73,3 млн т) и кукурузе (15,3 млн т). В 2017-м при реализации умеренно благоприятного сценария урожай зерна может стать вторым (после прошлогоднего) в истории современной России — около 113 млн т (в том числе более 68 млн т пшеницы), на фоне самого высокого за все время уровня посевов озимых и их минимальной гибели.

Результаты сева и состояние всходов на начало июня в целом оценивались позитивно, однако определенные риски сохранялись, в первую очередь относительно качества. Многое будет зависеть от хода созревания зерновых и уборочной кампании.

Дотянули до рекорда
Логично, что рекордный урожай зерна создает предпосылки для рекордного экспорта. Однако в первой половине сезона месячный вывоз преимущественно (за исключением ноября) был на 5−6%, а в декабре и вовсе на 12% ниже, чем за аналогичные периоды сезона-2015/16, когда было собрано около 105 млн т. Более активные темпы второй половины сельхозгода хотя и не помогли полностью реализовать экспортный потенциал, который в начале сезона «Русагротранс» оценивал в 37−38 млн т, но позволили несколько превысить предыдущий показатель. По итогам 11 месяцев сезона вывоз зерна из России составил 33,7 млн т, что на 0,7 млн т больше, чем за аналогичной период 2015/16-го (33 млн т). В том числе пшеницы было экспортировано 26 млн т (плюс 2,1 млн т к 2015/16-му), кукурузы — 4,7 млн т (плюс 0,2 млн т), ячменя — 2,6 млн т (минус 1,7 млн т). По прогнозу компании, всего в 2016/17 сельхозгоду за рубеж будет поставлено 35,2 млн т, что на 3,8% больше, чем в 2015/16-м (33,9 млн т). А вместе с зернобобовыми и мукой в зерне показатель достигнет 36,4 млн т, что на 2,7% выше показателя сезона-2015/16 (35,4 млн т). При этом необходимо помнить, что в этих цифрах не учитывается вывоз в страны ЕЭС, который составляет еще порядка 0,4 млн т зерна (в основном в Казахстан и Армению).

В распределении экспорта по агрокультурам произошли некоторые изменения. Так, по итогам сельхозгода вывоз пшеницы увеличится почти на 10% до 27 млн т с 24,6 млн т в сезоне-2015/16. Экспорт кукурузы возрастет на 9,5% до рекордных 5,1 млн т, но все же будет ниже ожиданий (сказался в том числе недостаток партий экспортного качества). А вот ячмень пережил настоящий обвал и потерял около 37% от показателя 2015/16 сельхозгода. Его вывоз по итогам сезона упадет с 4,3 млн до 2,7 млн т, несмотря на рост валового сбора. В первую очередь на это повлияло сокращение закупок со стороны главного покупателя агрокультуры — Саудовской Аравии, которая смогла успешно заменить российский ячмень более доступными по ценам поставками из других стран. Этот фактор можно объяснить ухудшением качества по натуре и в реальности меньшим объемом производства, нежели показывала наша официальная статистика.

Основными сдерживающими вывоз факторами в завершившемся сезоне стали неблагоприятная для экспортеров валютная конъюнктура (укреплявшийся курс рубля), относительно низкие цены FOB на российское зерно и распространенное нежелание сельхозпроизводителей расставаться с собранным урожаем в ожидании лучшей ценовой ситуации.

Покупатели перераспределили объемы 
Если оценивать общую структуру экспорта по регионам назначения, в завершившемся сезоне Россия поставила меньше зерна в страны Ближнего Востока, в первую очередь за счет Саудовской Аравии, и больше — в государства Азии (лидер — Бангладеш). Так, по итогам 10 месяцев доля первого блока стран сократилась до 30% с 37% в 2015/16-м. А доля вывоза по азиатским направлениям увеличилась с 6% до 13% (1,8 млн т в 2015/16-м против 4,1 млн т в 2016/17-м). На три процента (с 25% до 28%) расширилось присутствие Северной Африки.

На топ-15 стран-импортеров российского зерна за июль-май 2016/17 пришлось 71,5% от общего объема экспорта. За этот период все вместе они ввезли более 24 млн т. Основным покупателем традиционно выступает Египет. В мае поставки в эту страну по-прежнему показывали высокую динамику, хотя пик продаж пришелся на апрель, когда экспортеры исполняли контракты в рамках большого числа заключенных контрактов на тендерах GASC. По итогам 11 месяцев сезона в Египет было отправлено более 6,9 млн т зерна, что на 14% больше, чем в 2015/16 сельхозгоду.

Вторую позицию, несмотря на сокращение закупок более чем на четверть, сохранила за собой Турция. За июль-май она импортировала 3,07 млн т российского зерна против 4,16 млн т годом ранее. При этом страна, хоть и находится на втором месте, минимально отстает от следующих стран-импортеров в рейтинге, что связано с эффектом вводимых ей ограничений на поставки.

Замыкает тройку поднявшийся с восьмого места в сезоне-2015/16 Бангладеш. Государство увеличило импорт более чем на 70% — с 1,1 млн т до 1,96 млн т. Основные поставки пришлись на пшеницу с протеином 11,5%, а также пророщенную фуражную пшеницу. Саудовская Аравия, которая была третьей в 2015/16 сельхозгоду, по итогам 11 месяцев опустилась на девятое место, сократив закупки на 54% до 1,1 млн т. На четвертой позиции по-прежнему остается Иран, закупавший в основном кукурузу и ячмень, хотя страна сократила импорт почти на 27% до 1,5 млн т. На пятое с шестого места поднялся Азербайджан, увеличивший ввоз российского зерна (преимущественно пшеницы) более чем на 9% до 1,3 млн т.

На 34% — до 1,24 млн т — нарастил закупки Йемен. В 2015/16 сельхозгоду он был на девятой позиции, а теперь добрался до шестой. Седьмая в рейтинге покупателей по-прежнему Нигерия с объемами 1,2 млн т (-5%). На восьмом месте — ранее не входивший в топ-10 Ливан. Государство увеличило объемы импорта из России на 67% до 1,18 млн т по итогам июля-мая 2016/17. Замыкает десятку Южная Корея, активно импортирующая кукурузу — всего 856 тыс. т зерна (-10,6%).

Следующие пять стран тоже преимущественно наращивали закупки российского зерна. Так, Судан — 11 место — увеличил импорт почти на треть, до 838 тыс. т. Марокко, занимает 12 позицию, — на 493% до 804 тыс. т. Впервые и сразу в больших объемах стал ввозить зерно из России Вьетнам — 13 место и 766 тыс. т. Немного сократила закупки Ливия (-3,4%), которая, потеряв три позиции, опустилась на 14-ю строчку (678 тыс. т). Замыкает топ-15 Израиль. Он нарастил объемы импорта почти на 40% до 670 тыс. т.

Рейтинг поставщиков 
15 крупнейших экспортеров за июль-май 2016/17 отправили на экспорт почти 75% от всех вывезенных объемов российского зерна, или примерно 25 млн т. Лидерство по поставкам за рубеж с заметным отрывом третий год подряд удерживает торговый дом «Риф». Доля компании в общем экспорте по итогам 11 месяцев сезона составила более 12%. За это время она вывезла 4,1 млн т, правда, несколько сократив объемы (-5%) по сравнению с 2015/16 сельхозгодом. Тогда за аналогичный период она поставила в другие страны 4,4 млн т.

На второй позиции с долей около 9% и объемами свыше 3 млн т находится «Международная зерновая компания». По сравнению с сезоном-2015/16 экспортер увеличил вывоз на 2,8%. Стоящий на третьем месте «Каргилл» нарастил поставки почти на треть: если за июль-май 2015/16-го он экспортировал 2 млн т, то за такой же период завершившегося сезона — 2,6 млн т. Почти на 50% больше за это время вывез «Астон» — 2,2 млн т против 1,5 млн т годом ранее. Компания занимает четвертую позицию в рейтинге. Замыкает топ-5, как и 2015/16-м, компания «МироГрупп» с ростом объемов экспорта почти на 45% до 1,8 млн т.

Почти такую же прибавку — 46% — показал «Луис Дрейфус», который по итогам 11 месяцев расположился на шестом месте. Компания экспортировала более 1,7 млн т зерна. На 28% до 1,6 млн т увеличил вывоз «Зернотрейд» (седьмая позиция). Немного (на 7,5%), но все же нарастил поставки «Южный центр» (ЮСК) — до 1,5 млн т (занимает восьмое место). Нужно отметить, что в ушедшем сезоне число компаний, экспортировавших по итогам 11 месяцев более или около 1,5 млн т зерна, увеличилось вдвое. Если в 2015/16 сельхозгоду их было всего четыре, то в 2016/17-м уже восемь. «КЗП-Экспо» тоже вывез значительные объемы, нарастив продажи за рубеж на 43% до 1,3 млн т. Компания теперь занимает девятое место. Замыкают топ-10 «Русские масла». Пока они отстают от темпов сезона-2015/16 на 6,4% (1,07 млн т).

Следующие пять экспортеров также в основном демонстрируют отрицательную динамику по поставкам. Исключение — «Артис-Агро», который увеличил вывоз на 3%, отправив за рубеж более 1 млн т зерна, — 11 позиция. Почти на 19% каждый сократили экспорт «Аутспан» и ТД «Содружество», расположившиеся на 12 и 13 местах, — до 986 тыс. т и 763 тыс. т соответственно. Более чем вполовину уменьшил поставки «Кофко Агри». В его состав вошли ранее самостоятельные экспортеры — «Бонел» и «Виталмар», отправившие вместе за рубеж в сезоне-2015/16 1,6 млн т, а теперь как единая компания — лишь 726 тыс. т. Пятнадцатой в этот раз стала «Бунге», которая по итогам июля-мая также вывезла почти на 41% меньше — 664 тыс. т.

На рынок приходят и новые крупные международные компании-экспортеры. Например, в топ-50 вошла компания ED&F MAN, ранее не вывозившая российское зерно.

Железная дорога станет конкурентнее 
По оценке «Русагротранса», в сезоне-2016/17 объем перевозок зерна железной дорогой составит около 19,5 млн т против 19,6 млн т в 2015/16-м. Экспортные перевозки при этом оцениваются на уровне 10,6 млн т, что на 2% ниже предыдущего показателя. Это связано с высокой долей вывоза через порты Азово-Черноморского бассейна с близких расстояний, где распространены перевозки автотранспортом. В 2017/18 сельхозгоду ожидается рост экспортных перевозок железной дорогой до 11−11,5 млн т в условиях мер со стороны государства по недопущению незаконной налоговой оптимизации (уплата и возврат НДС) и по усилению конкурентоспособности железнодорожной логистики по отношению к автомобильной. Внутренние перевозки в сезоне-2016/17 составят порядка 7,8 млн т (в 2015/16-м — 7,5 млн т). Причина роста — активный спрос со стороны внутренних продовольственных и фуражных потребителей. В то же время транзит и импорт зерна по железной дороге в целом имеют тенденцию к снижению.

Обычно для начала сезона характерна высокая активность перевозок зерна в направлении экспортных портов непосредственно из хозяйств автотранспортом, минуя элеваторы. Под конец календарного года (октябрь-декабрь) доля железной дороги подрастает и стабилизируется, в январе-феврале происходит пик, когда малые порты и рейдовая перевалка перестают работать и зерно на экспорт отгружается в основном через глубоководные порты, где основная транспортировка идет железной дорогой. В условиях перечисленных мер господдержки железная дорога может увеличить свою долю в экспорте с текущего значения в 30% до 35−40%.

Если смотреть распределение перевозок по направлениям, то в июле-апреле 2016/17-го имело место существенное снижение железнодорожной погрузки на экспорт c Северо-Кавказской и Московской железных дорог. Прирост погрузки отмечался с юго-восточного направления и с приволжских дорог, где показатели отгрузок лучше, чем в сезоне-2015/16, но хуже, чем в 2014/15-м. Со станций Сибирского и Уральского регионов отмечалось резкое снижение отгрузок на экспорт.

В железнодорожных отгрузках на порты Черного моря лидируют станции Северо-Кавказской ж/д, доля которых составляет 69,2%. На дороги Центра (ЮВС и МСК) приходится 21,9%, Приволжья — 7,3%, Урала и Сибири — 1,6%.

Автор статьи — директор департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Игроь Павеский. В подготовке статьи участвовал начальник отдела анализа аграрно-промышленных рынков департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Евгений Рубинчик.

Агроинвестор, июль 2017

Обсудить на форуме (создать тему)
.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 


 
19-е ноября 2017г.

Поиск
 



Яндекс цитирования


© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2014