Ключевая структура группы «Эфко» — белгородское ОАО «Эфирное» (управляет градообразующим маслоэкстракционным заводом в Алексеевке) — обратилась в суд по интеллектуальным правам с иском к Роспатенту. В нем компания пытается оспорить отказ ведомства в регистрации товарного знака — 1,8-литровой бутылки для масла «Слобода» особой формы. Она была создана и внедрена в производство специалистами компании еще в 2006 году, но другие компании начали копировать форму емкости. В Роспатенте считают, что особая форма служит функциональному назначению бутылки, а не маркетинговым целям «Эфко».
В пресс-службе «Эфко» рассказали, что специалисты компании «изобрели бутылку особой формы» для масла емкостью 1,8 л еще в 2006 году. После этого она была внедрена в производство, и сейчас масло (в частности, под популярным брендом «Слобода») выпускается в том числе в этой таре. «Но затем другие производители начали копировать форму бутылки, и это нам, естественно, не нравится», — констатировали в «Эфко». В своем иске «Эфирное» требует признать недействительным решение Роспатента об «отказе в удовлетворении возражения против отказа» в регистрации объемного товарного знака. Иск уже принят к производству. Детали его не раскрываются, но указывается номер заявки и решения Роспатента.
Согласно базам данных ведомства, заявку на регистрацию бутылки особой формы с ручкой сбоку, на дне которой расположен словесный элемент «ЭФКО», компания подала 28 октября 2014 года. Предполагалось, что товарный знак будет зарегистрирован для классов продукции «молоко и молочные продукты, масла пищевые, пиво, минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки». После формальных проверок (на соответствие этим классам) заявка в декабре 2015 года была направлена на экспертизу. А в ноябре 2016 года Роспатент на основании ее результатов отказал «Эфирному». Компания подала возражение на такое решение, но коллегия ведомства, рассмотрев документ, признала правоту Роспатента.
Компания в ответ заявила, что для «функционального назначения» любой бутылке достаточно иметь «тулово, дно и горловину». Между тем на фирменной бутылке есть еще «сужение в средней части», «выпуклый поясок», «концевые канавки» и «рельефный декор» в виде лепестков подсолнечника. Такие же лепестки есть на других бутылках для масла «Слобода», уже зарегистрированных Роспатентом как товарный знак еще в 2007 году. Более того, «Эфко» уже обладает патентом на ту же самую бутылку как промышленный образец, что «свидетельствует о его мировой новизне и оригинальности». Но коллегия Роспатента указала, что Гражданский кодекс РФ не допускает регистрацию в качестве товарных знаков формы товаров, обусловленной главным образом их назначением. Таким образом, с решением о первичности функциональных признаков члены коллегии согласились. Словесный же элемент «ЭФКО» в силу расположения «на дне бутылки» потребителями «не визуализируется», посчитали в ведомстве.
«Эфко» уже не в первый раз спорит с Роспатентом из-за бутылок. Так, в 2010 году компания пыталась получить патент на особую форму ручки для емкостей. Уникальная ее особенность якобы заключалась в особой форме нижней части ручки — «в виде крюкообразного загиба вверх». Но Роспатент заявил, что ручка той же формы и с тем же загибом уже была зарегистрирована в 2007 году в Испании. По данным испанских патентных баз данных, до 2022 года права на ручку принадлежат Хавьеру Родригесу Сасиаину. «Эфко» пыталась возразить, что на загибе ее ручки, в отличие от испанской, есть выступ и «продолговатая выемка». Но Роспатент посчитал, что для новизны этого недостаточно.
По собственным данным, в 2016 году «Эфко» произвела 24 тыс. т растительных масел и заняла 0,7% российского рынка. Масло выпускается в Алексеевке под брендами «Слобода» и Altero. Выручка ОАО «Эфирное» в 2016 году составила 22,59 млрд руб., чистая прибыль — 820,9 млн руб.
Юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко предрекает Роспатенту успех в суде. «Конструктивные особенности бутылки действительно продиктованы не столько стремлением индивидуализировать упаковку, сколько именно функциональностью. Между тем никто не запрещает производителю индивидуализировать тару, например, добавлением графических и словесных обозначений, никак не влияющих на функциональность», — подчеркивает госпожа Ващилко.
Коммерсантъ (Воронеж) №129 от 19.07.2017 |