Комментарии Минэкономики об экономике РФ в сентябре 2017 года не оставляют сомнений в том, что в новую фазу роста она уже вошла осенью этого года — если бы не конъюнктурный спад в металлургии и рукотворная стагнация в ТЭКе, связанная со сделкой ОПЕК+, рост выглядел бы более уверенно. Вопрос о продолжительности и интенсивности ожидаемого уже с октября роста корпоративного кредитования остается слабым местом всех прогнозов, хотя его наверняка хватит до весны 2018 года.
Комментарии Минэкономики к данным Росстата за сентябрь, опубликованные сегодня, интересны в первую очередь способом интерпретации открытых данных. Осенний оптимизм заявлений представителей правительства о будущем росте явно опирается на трактовку Минэкономики, а оно уверено не только в фактической стабилизации экономической ситуации, но и в возможности продолжения роста ВВП нынешними темпами в течение нескольких кварталов.
Сентябрьские данные Росстата и Минэкономики, действительно, на удивление оптимистичны.
Стабилизация темпов роста ВВП в третьем квартале во многом вызвана итогами сентября, но при детальном рассмотрении обеспечена продолжением конъюнктурного спада в металлургии (в основном черной) и результатами «остановки скважин» в рамках сделки ОПЕК+: среднесуточное производство нефти сократилось до уровней ниже июля 2016 года, обеспечив замедление роста промпроизводства с 1,5% год к году в августе до 0,9% в сентябре. Тренды в остальных отраслях не изменились: рост в обработке, сформированный как восстановлением в автопроме, так и стимулируемый госзаказом ОПК, продолжается. Рекорды бьет агропроизводство и химпром, причем рост экспорта зерна и минеральных удобрений внес важный вклад в сохранение положительного сальдо счета текущих операций — его никто не ожидал. Растущий несырьевой экспорт, судя по всему, будет существенно поддерживать экономику и в четвертом квартале: на российские товары (черные и цветные металлы, продукты деревообработки и химии) в мире неплохие цены, в сентябре поддерживать стоимостные объемы экспорта удавалось даже при снижении физических. Наконец, инвестиции продолжают расти, а нетто-приток капитала в третьем квартале был выше, чем во втором ($5,9 млрд против $2,3 млрд),— и был бы выше, если бы не покупка «Роснефтью» доли в индийской Essar на $4,9 млрд.
Главный акцент комментария Минэкономики — формальное завершение «долговой разгрузки» в нефинансовом секторе экономики: по итогам сентября годовой прирост портфеля банковских кредитов компаниям, предположительно, будет положительным. Возможно, уже можно официально говорить о старте «восстановительной фазы кредитного цикла» и в экономике в целом: кредиты физлицам за счет ипотеки растут уже много месяцев, дают эффект и усилия ЦБ по снижению инфляции. Гипотеза «восходящего цикла» Минэкономики подтверждается — хотя все еще нет оснований полагать, что он будет длинным.
На деле масштаб инвестиционного всплеска летом 2017 года был не настолько велик, чтобы обеспечить длительный экономический рост даже на уровне 2% год к году, а наблюдений о достижении «потолка» роста в отдельных секторах уже много. Основной драйвер промпроизводства в сентябре — АПК, потребительский спрос реализуется преимущественно в покупках автомобилей и росте спроса на услуги кафе и ресторанов. К тому же Росстат пересмотрел статистику 2015–2016 годов по строительству, и новые оценки его восстановления в 2017 году показывают, что, несмотря на ипотечный бум (он, без сомнения, продолжится), три квартала отрасль падала год к году на 2% (ранее предполагался такой же рост), а в сентябре выросла на символические 0,1%. Пока картина экономического роста в РФ в 2017 году выглядит довольно примитивно: население наращивает потребление отечественных продовольствия и автомобилей (за счет хорошего урожая, продэмбарго и кредитов), в остальном же инновационная экономика РФ медленно восстанавливает позиции 2012–2013 годов и на большее претендует только на словах. До марта 2018 года в этой картине вряд ли что-то может измениться.
Газета "Коммерсантъ" №203 от 31.10.2017 |