Один из крупнейших российских производителей мяса, агропромышленный холдинг «Мираторг», выходит на рынок масложировой продукции. Компания за 3,6 млрд рублей намерена построить в Орловской области маслоэкстракционный завод, который должен обеспечивать животноводческие комплексы компании шротом, а на рынок поставлять масло. Эксперты полагают, что при таких планах холдинг не стремится стать лидером отечественного рынка подсолнечного масла, а довольствуется долей в 2–5%.
Соглашение о строительстве маслоэкстракционного завода в Кромском районе Орловщины вчера подписали президент «Мираторга» Виктор Линник и врио губернатора Андрей Клычков. Как сообщили в «Мираторге», речь идет о заводе по глубокой переработке 1,2 тыс. т подсолнечника в сутки, что позволит производить около 170 тыс. т масла и 230 тыс. т шрота в год. Объем инвестиций в проект — 3,6 млрд рублей. Помимо семян подсолнечника также предполагается перерабатывать бобы сои и рапс. Начаться строительство завода может уже в сентябре, завершиться — в 2020 году. Как пояснили в холдинге, шрот будет поставляться на животноводческие комплексы компании, за счет чего она рассчитывает снизить зависимость от сторонних производителей кормов. На предприятии должно появиться 50 рабочих мест, предполагаемый объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней — 64,6 млн рублей в год.
Пока крупнейшим производителем масла в Орловской области является АО «Орелмасло», мощность которого позволяет выпускать 250 т продукции в сутки. Для «Мираторга» объект в регионе может стать первым отдельным производством масла. Линия по выпуску соевого масла работает на Прохоровском комбикормовом заводе холдинга в Белгородской области, но ее продукция не является основной для предприятия.
На Орловщине инвестиционная активность «Мираторга» в последнее время значительно возросла. В конце января компания объявила о переносе части проекта стоимостью 160 млрд рублей по созданию свиноводческого дивизиона из Курской области в Орловскую из-за нехватки земли.
На Орловщине теперь может появиться 30 товарных свинокомплексов и комбикормовый завод.
А в июне стало известно о намерениях холдинга до конца 2018 года открыть в том же регионе селекционно-семеноводческий центр по производству семян многолетних трав. За 800 млн руб. компания намерена обеспечить качественными семенами собственные растениеводческие хозяйства, снабжающие животноводческие дивизионы холдинга, а в перспективе и поставлять продукцию на рынок.
Перспективы российских производителей масла во многом связаны с экспортной программой Минсельхоза, где рассчитывают, что объем экспорта продукции масложировой отрасли вырастет с $3,12 млрд в 2017 году до $8,55 млрд в 2024 году.
Для этого ведомство добивается дополнительного финансирования из федерального бюджета. Один из крупнейших проектов отрасли, ориентированный на экспорт, может реализовать группа «Благо» Аркадия Фосмана. Она, в частности, планирует модернизацию мощностей по гидратации растительных масел на двух воронежских маслозаводах — собственном в Верхней Хаве и арендуемом в Эртиле. «Мы видим потенциал в увеличении доли экспорта как за счет уже существующих рынков сбыта, так и за счет огромных перспектив в азиатском регионе», — поясняли ранее в «Благе». Впрочем, аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов полагает, что масложировая продукция не так ликвидна, как сахар и зерно, на мировом рынке, хотя емкость азиатского направления достаточна для реализации экспортных планов крупнейших российских компаний.
«В структуре себестоимости мяса затраты на корма составляют до 45–70%, поэтому в конечной стоимости продукции объем таких затрат будет достаточно ощутим, а при удорожании кормов первым делом растут отпускные цены, — напомнил аналитик ИК "Алор" Алексей Антонов. — Стоимость кормов зависит и от сезона. В период пика сбора зерновых культур она обычно снижается, но в холодный период и весной может достигать высоких показателей. Поэтому стремление перейти на собственную сырьевую базу, а также обеспечить фермы собственным шротом для "Мираторга" — логичный шаг, тем более что у компании регулярно увеличивается поголовье».
«Что касается выхода холдинга на рынок подсолнечного масла, то здесь вряд ли стоит ожидать от него заявки на лидерство на рынке. Скорее, он займет небольшую нишу в пределах от 2 до 5%, сможет реализовывать продукцию в рознице как через крупные сети, так и через собственные торговые точки, которые компания активно развивает», — добавил господин Антонов. По его данным, сегодня лидером отечественного рынка подсолнечного масла остается холдинг «Юг Руси» с долей 27%.
Коммерсантъ (Воронеж) №156 от 30.08.2018 |