Затраты на покупку страховых полисов аграриями еще год будут включены в состав единой субсидии — но на особых условиях, следует из «дорожной карты» Минсельхоза по развитию сельхозстрахования до 2021 года. Регионы, не принявшие обязательств по сельхозстрахованию, получат сниженные лимиты единой бюджетной субсидии. Кроме того, обсуждается схема, при которой не застрахованным регионам будет покрываться только половина стоимости ущерба от ЧС. В целом финансирование страхования аграриев в ближайшие годы не вернется на исторический максимум — в 2021 году бюджет на это выделит 2,7 млрд руб., почти вдвое меньше объемов 2014 года.
В августе Минсельхоз предложил правительству вывести бюджетную поддержку агрострахования из средств единой субсидии. Сейчас стало понятно, как это будет реализовано. Как следует из министерской «дорожной карты» по развитию сельскохозяйственного страхования в ближайшие два года, затраты на страхование рисков селян в 2019 году (1,8 млрд руб. бюджетных средств) пока останутся в рамках единой субсидии. Однако теперь от активности региона в таком страховании будет зависеть его лимит всей единой субсидии — территориям, которые откажутся страховать урожай и сельхозживотных, бюджетная поддержка будет ограничена.
Кроме того, чиновники обсуждают увязку страхования с выплатами из бюджета по ЧС — не застраховавшимся регионам предложено возмещать из бюджета лишь половину ущерба от стихийных бедствий. Как сообщил, выступая 19 сентября в Госдуме, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, ущерб аграриев от погодных условий в этом году уже оценивается в 5,85 млрд руб., режим ЧС введен в 23 регионах.
Кроме решения вопроса единой субсидии, начиная с первого квартала 2019 года чиновники намерены разрабатывать новые программы страхования для аграриев. Как пояснил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, речь идет о четырех основных программах, спрос на которые страховщикам и Минсельхозу предъявили сами селяне. Это страхование их затрат (в том числе при резком падении цены на продукцию), страхование тепличных комплексов (сейчас страхование с господдержкой на них не распространяется), страхование от града и от рисков пересева. По словам господина Биждова, сейчас программа страхования с господдержкой часто обходится аграрию дорого и не учитывает все его нужды. «Если будут разработаны доппрограммы, с помощью франшиз и монорисков удешевится полис, охват страхованием существенно повысится»,— ожидает он, ссылаясь на опыт аграриев США, которые после появления подобных программ резко увеличили спрос на услуги страховщиков (в итоге охват страхованием увеличился с 20% до 70%).
Введение подобных программ поддерживают Минсельхоз и ЦБ. Сомнения высказывают лишь представители Счетной палаты, ссылаясь на трудности прогнозирования затрат бюджета по ним. Впрочем, министерство и страховщики планируют подробно описать программы, увязав их со ставками субсидирования. Пилоты программ, согласно «дорожной карте», планируется запустить в четвертом квартале 2019 года.
Несмотря на придание агрострахованию особого статуса уже в следующем году, объемы его господдержки в ближайшие два года не сравнятся с историческим максимумом — в 2020 году объем финансирования запланирован на уровне 2,3 млрд руб., в 2021-м — 2,7 млрд руб. В 2014 году бюджет выделил на страховую защиту селян от рисков 5 млрд руб.— тогда охват страхованием оценивался в 17,7% посевов и 16,3% сельхозживотных. По прогнозам Минсельхоза, к 2025 году доля застрахованной посевной площади должна составить 11,3% (почти в шесть раз больше уровня 2017 года), застрахованного поголовья сельхозживотных — 26,1% (в два раза больше).
"Коммерсантъ" №179 от 02.10.2018 |