Московское АО «Микро динамические технологии» намерено возвести в Курской и Воронежской областях заводы по переработке зерновых, крахмала и растительных отходов в биоэтанол — экологичное топливо из растительного сырья. Предприятие в Курске компания собирается запустить в 2021-2022 годах и оценивает его в 11 млрд рублей. Эти деньги инвестор рассчитывает занять в банках и «привлечь на Московской бирже». Точные параметры «аналогичного» воронежского предприятия еще не определены. Сейчас местные власти по просьбе компании подбирают под него участки, но опасаются, что бизнес-планы инвестора «недостаточно четкие». Эксперты считают биотопливо «неконкурентоспособным» на сегодняшнем отечественном рынке из-за равных пищевому спирту акцизов.
Как рассказал генеральный директор АО «Микро динамические технологии» (МДТ) Тамаш Пушкаш, курский завод компания собирается начать строить в черте областного центра в 2019 году и запустить его к 2022 году. «Предприятия и в Курске, и в Воронеже предусматривают переработку пшеницы, других зерновых, крахмала в ряд побочных продуктов, всего около 30. Основным является биоэтанол (аналог обычного этанола, получаемый из растительного сырья для использования в качестве топлива»,— сообщил господин Пушкаш. По его словам, мощность курского предприятия может составить 250 тыс. тонн переработки в год. Его стоимость в компании оценивают в €150 млн (11,35 млрд рублей по курсу ЦБ РФ на 5 декабря).
На встрече с воронежским губернатором Александром Гусевым 4 декабря Тамаш Пушкаш сообщил, что МДТ «заинтересована в строительстве аналогичного предприятия» в регионе. Пушкаш уточнил, что параметры производства в регионе «пока не определены»: «Оцениваем потребности рынка». На вопрос об источниках финансирования гендиректор ответил, что «рассматривается сотрудничество с несколькими банками», а так же компания может в перспективе «привлекать финансирование на Московской бирже». Механизм эмиссии ценных бумаг и параметры их размещения он не уточнил, но сообщил, что реализовывать проекты в Черноземье должно не АО «МДМ», а отдельные юрлица, находящиеся «в процессе регистрации».
Руководитель департамента экономического развития Воронежской области Анатолий Букреев рассказал, что ведомство по поручению Александра Гусева будет подбирать для проекта участок в регионе. «Мы предложим несколько конкурентных площадок в разных районах, как и попросила компания. Но чтобы провести эту работу запросили у нее параметры проекта, которые не были озвучены на встрече. Ведь иначе нельзя оценить величину санитарной зоны, потребность площадки в электроэнергии, газе, воде, транспортной доступности,— сказал господин Букреев.— Хотелось бы, что бы проект состоялся, но ему нужно быть более точным и серьезным, с просчитанными показателями». Глава департамента добавил, что инвесторы предлагали властям «широкий перечень» технологий и сырья для переработки на планируемом заводе. В их числе не только зерновые культуры, но и ТБО, старые шины, останки животных (как отходы пищепрома).
В администрации Курской области не смогли уточнить, знакомы ли с планами инвестора, но отметили, что его представителей «не было» на проходившем вчера в Курске инвестиционном форуме.
Аналитик «Алора» Алексей Антонов считает биоэтанол «совершенно неконкурентоспособным по сравнению с традиционным топливом». «Себестоимость литра биоэтанола — около 25 руб. Казалось бы, это делает его значительно дешевле привычных нефтепродуктов. Но в России, вне зависимости от используемого сырья, будь то фуражное зерно или старые покрышки, на него распространяется такой же акциз, как и на этиловый спирт — 107 рублей за литр,— рассказал господин Антонов.— Проекты растительного топлива смелые и важные, но акцизная политика душит их на корню. Сейчас это не более чем экзотика. Если государство установит низкий акциз для биотоплива, то проект станет актуальным».
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский предположил, что говоря о 15 годах работы на рынке (см. контекст) глава МДТ Тамаш Пушкаш «имел в виду опыт зарубежных, европейски проектов». «В Европе биоэтанол уже играет большую роль в сельском хозяйстве, этот рынок достаточно велик. Но в России его объем составляет всего порядка 500 тыс. т в год, преимущественно для собственного потребления производителей. Ведь 90% себестоимости биотоплива составляет неоправданный акциз, а продажа в качестве топлива смеси биоэтанола с бензином или дизелем запрещена из-за того, что вместе с биотопливом может реализовываться низкокачественное горючее»,— резюмировал эксперт.
Коммерсантъ (Воронеж) №225 от 06.12.2018 |