Минсельхоз предложил ограничить субсидирование железнодорожных перевозок зерна по льготным тарифам — возмещаться будут потери РЖД только за перевозки, совершенные с 1 февраля по 31 августа. Одновременно ведомство вновь выступило за сокращение числа регионов, из которых зерно можно транспортировать по льготным тарифам — с тринадцати до восьми. Цель этих предложений — упростить внутрироссийские перевозки зерновых, чтобы замедлить сезонный рост цен на них, поэтому основные экспортные регионы их получателями не станут.
Минсельхоз предлагает ограничить предоставление субсидий на железнодорожные перевозки зерна — как следует из проекта постановления, опубликованного сегодня на портале Regulation.gov.ru, компенсации предлагается выплачивать только за перевозки, осуществленные с 1 февраля по 31 августа.
В конце 2017 года правительство на фоне рекордно высокого урожая зерна фактически обнулило тарифы на железнодорожную перевозку зерна из удаленных от портов регионов — например, Сибири и Урала.
Так, РЖД предоставляет скидку 10%, а остальное субсидирует государство. Мера изначально была рассчитана до 1 июля 2018 года — на этот период правительство выделило 3 млрд руб. для компенсации потерь РЖД. В итоге власти признали эту меру поддержки эффективной и продлили ее. Ожидалось, что такой механизм позволит снизить давление на внутренний рынок, «сняв» с него 3 млн тонн излишков зерна, а также стимулировать экспорт из отдаленных от портов регионов.
Как следует из пояснительной записки, в период с 1 февраля по 31 августа этот же механизм предлагается использовать для «сдерживания роста цен в конце маркетингового года» — за счет вывоза по льготному тарифу запасов из восьми регионов: это Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская и Тюменская области (изначально в перечень входило 13 регионов, а июле Минсельхоз также предлагал его урезать). Перечень регионов Минсельхоз определил, исходя из критериев «наибольшего удаления от основных потребителей зерна, наличия значительного профицита и наименьшей цене на зерно по сравнению со среднероссийской».
Изменен и список регионов, на станции которых можно перевозить зерно по льготным тарифам,— например, его дополнили Москвой и Московской областью.
При этом на экспортеров субсидия не рассчитана: из списка исключены Краснодарский край и Ростовская область, на которые приходится значительная часть экспортных отгрузок.
По данным Росжелдора, за январь—июнь 2018 года объем выплаченных РЖД субсидий составил 1,7 млрд руб. (86% предусмотренных на эти цели бюджетных средств). Реализованный объем перевезенного зерна оценивается 1,8 млрд тонн. В 2019 году на субсидии РЖД на возмещение выпадающих из-за льготных тарифов доходов предусмотрено значительно меньше средств — 99,9 млн руб.
«Коммерсантъ» от 31.01.2019 |