Воронежский арбитраж со второй попытки удовлетворил иск группы «Благо» Аркадия Фосмана о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего замминистра сельского хозяйства РФ Алексея Бажанова в рамках дела о банкротстве ГК «Маслопродукт». Суд счел доказанным, что в 2011 году действия экс-чиновника привели к отчуждению имущества ЗАО «Ойл Продакшн» и формированию у юрлица кредиторской задолженности в размере 12,1 млрд рублей, подавляющая часть которой приходится на петербургский холдинг. Господин Бажанов называет решение «продолжением рейдерского захвата» его активов и планирует оспорить его в апелляции.
19 сентября арбитражный суд Воронежской области вынес решение о привлечении Алексея Бажанова к субсидиарной ответственности по долгам ЗАО «Ойл Продакшн». Суд постановил взыскать с него весь размер задолженности, включенной в реестр требований кредиторов — 12,12 млрд рублей. Почти 10 млрд рублей из этой суммы приходится на требования ООО «Компания "Благо"» Аркадия Фосмана. Решение может быть обжаловано до 29 сентября.
Это уже вторая попытка взыскать с господина Бажанова долги «Ойл Продакшн». Летом прошлого года первая инстанция пришла к выводу, что основатель «Маслопродукта» являлся конечным бенефициаром ЗАО, однако к доказательствам осуществления им контролирующих функций она отнеслась критически. «Благо» добилась отмены этого решения в кассации, иск был возвращен в воронежский суд.
Согласно новому решению, в качестве косвенных, но достаточных доказательств бенефициарного владения группой арбитраж принял показания господина Бажанова, данные в рамках разбирательства с Аркадием Фосманом в Высоком суде Лондона, где он утверждал, что продолжал владеть бизнесом после назначения на государственную должность, а также материалы уголовного дела в отношении экс-чиновника и данные из кредитного досье АКБ «Национальный резервный банк». В них же суд увидел косвенные доказательства осуществления основателем холдинга контролирующих функций: «Согласно объяснениям, которые Бажанов дал банкам, переведенные им главным образом с Кипра в Швейцарию активы общей суммой более 1,4 млрд рублей. имеют происхождением деловую активность "Маслопродукта"».
По мнению «Блага», в 2011 году действия Алексея Бажанова привели к фактическому выводу из ЗАО «Маслопродукт-БИО» (еще одно бывшее юрлицо «Маслопродукта») активов холдинга — 63 единиц недвижимого имущества, 947 единиц движимого имущества и внеоборотные активы на 6,7 млрд рублей. Для этого было заключено два договора купли-продажи с ООО «Менеджмент Групп», после чего активы были перераспределены на вновь созданное ЗАО «Ойл Продакшн».
В ходе повторного рассмотрения Алексей Бажанов пытался применить сроки исковой давности, а также ссылался на обстоятельства формального отсутствия у него статуса акционера. Однако суд отметил, что в период наращивания предприятиями «Маслопродукта» кредиторской задолженности (2011–2012 годы) на открытые господином Бажановым банковские счета поступали «значительные денежные средства, что свидетельствует о существенном приросте его имущества»: «Сведений о наличии иных источников поступления денег предоставлено не было».
Как пояснила старший юрист компании РКТ Елена Сафонова, которая представляет интересы петербургской группы, в ходе повторного рассмотрения иска суд изучил новые доказательства, в частности, приговор юристу «Маслопродукта» Денису Курилову (весной 2018 года получил три года колонии общего режима). «Было установлено, что контролирующим лицом холдинга являлся Алексей Бажанов, он принимал решения об одобрении крупных сделок, его действия были направлены на недобросовестный вывод активов с конечным аккумулированием на ЗАО "Ойл Продакшн". Также было установлено недобросовестное использование Бажановым счетов в Швейцарии, через которые переводились денежные средства, полученные от деятельности "Маслопродукта"»,— сказала она.
Сам Алексей Бажанов заявил, что будет оспаривать решение воронежского арбитража: «На мой взгляд, приговоры Цветкову (гендиректор одной из структур ГК) и Курилову не могут использоваться в качестве доказательств, поскольку они заключили сделку со следствием. Против меня никакого приговора на данный момент нет. Мы будем обжаловать это решение, будем отстаивать свою позицию».
По его словам, речь идет о «продолжении рейдерского захвата» ГК «Маслопродукт». «До 2013 года компания исправно работала, приносила деньги в бюджет, показывала валовую прибыль более 1 млрд рублей. Она не может через год (на момент банкротства) стоить 10% от первоначальной стоимости»,— уверен экс-чиновник.
Аркадий Фосман назвал привлечение Алексея Бажанова к субсидиарной ответственности «стандартной процедурой, по которой "Благо" действует в рамках закона». Перспективу взыскания 12,1 млрд рублей с Бажанова он предпочел не оценивать: «Я не знаю, что есть у него из активов».
Напомним, что экс-замминистра может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам и второго юрлица холдинга — ЗАО «Маслопродукт-БИО». Там требования кредиторов достигают 2,2 млрд рублей. Повторное рассмотрение иска ООО «Аквилон» (структура «Благо») назначено на 24 сентября 2019 года.
"Коммерсантъ" №173 от 24.09.2019 |