Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Коммерсантъ: Почему Москва и Анкара хотят пересмотреть «продуктовую сделку»

9-е сентября 2022г.

Будущее сделки по вывозу продовольствия из украинских портов, заключенной в июле в Стамбуле с участием России, Украины, Турции и ООН, оказалось под вопросом. Москва недовольна реализацией соглашения, которое было призвано спасти беднейшие страны мира от голода: по мнению президента РФ Владимира Путина, главным бенефициаром сделки пока выступает Европа. Кроме того, Россию беспокоит то, как выполняется вторая часть стамбульских договоренностей, касающаяся снятия ограничений с российского экспорта. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поддержал Владимира Путина. Два лидера пообещали обсудить параметры продовольственной сделки и условия ее продления на следующей неделе во время встречи в Самарканде.

Чем недовольны Москва и Анкара
«На фоне продолжения антироссийских санкций поставки зерна в страны, которые ввели рестрикции в отношении Москвы, беспокоят Путина. Мы выступаем за то, чтобы поставки агропродукции производились и из России. Для решения этого вопроса мы всесторонне обсудим тему с Путиным (на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде)»,— заявил 8 сентября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Таким образом турецкий лидер выразил готовность всерьез рассматривать претензии Владимира Путина, высказанные 7 сентября в ходе Восточного экономического форума. Президент РФ заявил, что основной объем продовольствия, вывозимого с Украины, направляется не в развивающиеся и беднейшие страны, а в Евросоюз: «Мы обещали сделать все, чтобы обеспечить интересы развивающихся стран с точки зрения поставок на их рынок, в том числе и украинского зерна. И все об этом так и говорили, когда шла об этом речь. То, что мы видим,— очередной наглый обман».

По мнению господина Путина, европейские страны действуют в духе колониализма и «при таком подходе масштаб проблем с продовольствием в мире будет только нарастать».

«Может, стоит задуматься о том, чтобы ограничить направления вывоза зерна и другого продовольствия по этому маршруту? Я обязательно посоветуюсь на эту тему и с президентом Турции господином Эрдоганом, ведь это мы с ним выработали механизм вывоза украинского зерна, прежде всего, повторяю, для того, чтобы помочь беднейшим странам»,— пообещал президент. Среди его аргументов был тот факт, что Всемирная продовольственная программа зафрахтовала для гуманитарных нужд только два из десятков судов, вышедших из черноморских портов.

Эксперты считают, что у заявлений российского президента был еще один аспект. Владимир Путин «послал Западу сигнал, что если тот готов к новому этапу переговоров по Украине, то передать это сообщение можно было бы через Эрдогана», говорит турецкий политолог, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Хасан Селим Озертем. «До переговоров в Самарканде остается всего неделя, и будет очень важно, кто за это время позвонит Эрдогану»,— считает он. Что же касается самой «зерновой сделки», то, по его мнению, президент Турции попытается найти компромисс для ее сохранения: «Турция тоже крупнейший покупатель российского и украинского зерна. К тому же эта сделка дает Анкаре сильный рычаг в отношениях с западными партнерами».

Заключенная в Стамбуле 22 июля сделка включает два документа. Первый — «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины». Ее сторонами выступают РФ, Турция и Украина при вспомогательной роли ООН. Цель договоренности — содействие безопасному судоходству для экспорта зерна, продовольствия и удобрений, включая аммиак, из портов Одессы, Черноморска и Южного.

Второй документ — «Меморандум о взаимопонимании по российскому экспорту сельскохозяйственной продукции». Его текста нет в открытом доступе. Исходя из сообщений МИД РФ известно, что главная задача — обеспечение прозрачных и беспрепятственных поставок российских продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства, на мировые рынки. В частности, речь о том, чтобы устранить ограничения в сферах финансов, страхования и логистики.

Украинская «Инициатива» рассчитана на 120 дней с возможностью продления на тот же срок по согласованию сторон. Срок действия российского «Меморандума» — три года.

Но, учитывая взаимосвязь документов, продление украинской части договоренностей во многом зависит от того, как реализуется российская. Это недвусмысленно дал понять в начале недели постпред РФ при ООН Василий Небензя. «При нормальных условиях сделка должна продлеваться. ...Учитывая результаты сделки, скорее их отсутствие, я не исключаю ничего. Это не мне решать, конечно. Мы хотели бы видеть реализацию российской части соглашения, но пока этого нет»,— заявил он, подчеркнув, что «ни одно российское судно не вывезло российское зерно из российских портов на экспорт».

Однако, судя по словам Владимира Путина, он в отличие от господина Небензи в основном не удовлетворен украинской частью договоренностей. Касаясь темы экспорта из РФ, президент отметил, что благодаря усилиям ООН ситуация меняется в лучшую сторону, хотя многие ограничения остаются и «мешают работать с точки зрения обеспечения интересов всех потребителей на мировых продовольственных рынках». «Это продолжает толкать цены на мировых рынках вверх. Но мы надеемся, что работа по снятию ограничений будет продолжена»,— сказала президент РФ.

Переговоры представителей РФ и ООН, в частности, прошли 7 сентября в Женеве. По словам официального представителя генсека ООН Стефана Дюжаррика, на встрече с участием замминистра иностранных дел России Сергея Вершинина обсуждалось, как можно «избавиться от препятствий для торговли продовольствием и удобрениями с РФ». Господин Дюжаррик подчеркнул, что ООН работает над этим, но ситуация непростая, так как «включает множество вопросов с участием многих сторон — не только правительства, но и частного бизнеса в том, что касается страхования, транспорта, финансов».

Куда идет украинское зерно


В то же время с оценками Владимира Путина не согласились ни в Киеве, ни в ЕС, ни в ООН. Президент Украины Владимир Зеленский вечером 7 сентября заверил, что лишь треть судов, вышедших из черноморских портов страны, направилась в Европу, откуда часть груза будет перенаправлена в азиатские и африканские страны. «Все объемы зерна, поступающие в ЕС с Украины, прямо или косвенно приводят к увеличению поставок в третьи страны»,— пояснил ТАСС пресс-секретарь главы внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.

Заместитель генсека ООН по политическим вопросам Розмари Ди Карло заявила, что 30% грузов, отправленных с Украины, пошли в страны с низкими доходами и доходами ниже среднего. Она добавила, что Всемирная продовольственная программа ООН зафрахтовала три судна для транспортировки пшеницы из Украины для гуманитарных операций. Ранее было известно только о двух (именно их упомянул Владимир Путин). Одно из судов с грузом для Эфиопии уже разгрузилось в Джибути, второе идет в Йемен. О маршруте третьего пока нет информации.

По данным Совместного координационного центра (СКЦ) в Стамбуле, который отслеживает проход судов на Украину и обратно, с 3 августа (начало реализации сделки) и по 7 сентября из трех черноморских портов было осуществлено 100 рейсов. Более 80 судов уже прошли инспекцию в Стамбуле. По количеству портов в качестве конечной точки маршрута лидирует Турция (37 рейсов). Второе место занимает Италия (девять рейсов), а третье — Египет (восемь рейсов). Всего на Европу приходится 33 рейса, Африку — 12 (помимо Египта и Джибути это Судан, Сомали и Кения), а на Азию, включая Турцию,— 54. Плюс самое первое судно Razoni, которое исходно шло в Ливан, из-за отказа покупателя, как сообщают СМИ, разгрузилось в Сирии. В данных СКЦ эта информация отсутствует.

Эксперты между тем подчеркивают, что зерновой рынок стал прямо зависим от политики.

«Одно только заявление российских властей о том, что сделка их не устраивает, привело к росту цены на пшеницу на Чикагской бирже примерно на 4%. За сутки это очень много»,— пояснил “Ъ” директор аналитического центра «Совэкона» Андрей Сизов.

По словам эксперта, потенциал украинского экспорта зерновых — около 50 млн тонн в сезон, потому делать выводы исходя из отправленных в рамках сделки около 2 млн тонн преждевременно. Но «на первый взгляд география поставок зерна из Украины близка к обычной». В 2021 году основными покупателями украинского продовольствия были Индия, Нидерланды, Египет, Турция, Испания, Польша, Германия, Индонезия и Италия. Во все эти страны, за исключением Индонезии и Польши, и пошли суда. Эксперт подчеркнул, что, судя по публичной информации, никаких прямых обязательств того, что сухогрузы должны отправиться именно в Африку, украинская часть сделки в себе не несет.

Господин Сизов уточнил, что Украина — важный поставщик кукурузы для ЕС, где в этом сезоне серьезные проблемы с урожаем культуры из-за засухи. Минсельхоз США (USDA) оценивает импорт кукурузы Евросоюзом в этом сезоне в 19 млн тонн против 16 млн тонн годом ранее.

Что происходит с российским продовольствием 
Несмотря на то что экспорт российского зерна и другого продовольствия ни в какой момент не останавливался и активно продолжается до сих пор, поставки могли бы быть больше. По подсчетам российского Союза экспортеров зерна, РФ, убирающая в этом сезоне рекордный урожай пшеницы, могла бы выступить компенсирующим поставщиком, обеспечив не только своих традиционных покупателей, но и другие страны. Минсельхоз РФ ожидает урожай зерновых в России в 2022 году в 130 млн тонн, а потенциал экспорта в этом сезоне оценивал в 50 млн тонн.

«Но из-за скрытых санкций, дефицита флота и проблем с расчетами мы имеем крайне ограниченные возможности»,— утверждают в Союзе экспортеров зерна. Чтобы российская пшеница стала доступна всем нуждающимся странам, требуется скорейшее снятие всех негласных ограничений на торговлю российским зерном, подчеркивают в союзе.

Российские экспортеры подтверждают, что пока не ощутили серьезных изменений по итогам стамбульских договоренностей.

В Объединенной зерновой компании (ОЗК) говорили, что сталкиваются со сложностями, связанными с организацией фрахта законтрактованных объемов зерна,— такими как высокая стоимость фрахта, затруднения с оплатой, а также нежелание ряда международных логистических компаний фрахтовать российский груз и заходить в порты РФ во избежание вторичных санкций.

Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев подчеркивает, что сложности с фрахтом судов, страхованием и оплатой общие для всего российского экспорта. По его словам, для масложировой отрасли основная проблема состоит в сдерживании продаж подсолнечника аграриями, что привело к снижению производства масла и, как следствие, поставок на иностранные рынки.

География экспорта для участников рынка в этом сезоне существенно не изменилась, уточняет господин Мальцев. По его словам, основные поставки масложировой продукции традиционно приходятся на страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, а отгрузки подсолнечного шрота, которые ранее шли в страны ЕС, переориентировались на Китай. Также из-за снижения цены на шрот вырос внутренний спрос, добавил эксперт.

В ГК ЭФКО, одном из крупнейших производителей и экспортеров масложировой продукции, подтверждают усиление торговых барьеров. По оценкам группы, расходы на логистику, включая фрахт судов и страхование, за последние несколько месяцев выросли примерно в пять раз.

В то же время обвинения в отсутствии «российских судов с российским зерном» на рынке считают бессмысленными.

Как поясняет источник Коммерсанта, в основном под российским флагом с зерном ходят небольшие суда класса «река—море», которые разгружаются на рейде в порту Кавказ либо в ближайших иностранных портах. В порты южной Европы заход таких судов невозможен или затруднен, указывает он. Суда типа Panamax грузоподъемность 60–80 тыс. тонн в основном ходят под иностранными флагами, добавляет собеседник “Ъ”. Но, отмечают участники рынка, многие юрисдикции запретили своим судовладельцам заходить в российские порты, что и вызвало проблемы с транспортом.

В результате, хотя экспорт продовольствия идет, он ниже обычного. «Совэкон» оценивал экспорт пшеницы из РФ в июле—августе, первые два месяца этого сезона, на уровне 5,9 млн тонн. Это на 27% меньше, чем годом ранее, и самый низкий показатель с сезона 2017/18 года. «Русагротранс» в обзоре для «Поле.РФ» ожидает экспорт пшеницы в сентябре в 4,1–4,3 млн тонн против 4,7 млн тонн годом ранее.

В Союзе экспортеров зерна уточняют, что пока поставки идут в основном для традиционных партнеров РФ из стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). По оценкам союза, первое место по импорту российского зерна в июле—августе занял Иран с 1,39 млн тонн, на втором была Турция с 1,25 млн тонн, на третьем — Египет с 1,14 млн тонн. В пятерку покупателей также входят Саудовская Аравия и Израиль с импортом 669 тыс. тонн и 366 тыс. тонн российского зерна соответственно.

Доля стран Африканского континента в российском экспорте зерна в этом сезоне превышает 35%, а стран Европы — менее 1%, подсчитал источник “Ъ” в отрасли. За весь прошлый сезон Европа занимала 3,5% в экспорте, за первые два месяца — 3%. Общее число стран—покупателей российского зерна сократилось более чем в 1,5 раза из-за санкций, добавил собеседник “Ъ”.

Коммерсантъ от 08.09.2022



.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020